Философия массы и революции – 3

0_69488_cef0c114_XL

Философия массы и революции – 3

Ги Дебор, Путин и наказание невиновных

1.

Пути проникновения зарубежных интеллектуалов в Россию неисповедимы. Почему именно одни попали и стали популярными, а другие нет? Так сложилось, а почему – разобрать можно, но смысл?..

«Общество спектакля» – это Ги Дебор. Ги Дебор – это «Общество спектакля». Все просто. Это все, что достаточно знать. Даже то, что Ги Дебор был марксистом и леваком, не столь важно.

В любой книге можно найти что-то полезное. Если хорошо поискать.

Главное, это, естественно, спектакль.

отныне существует спектакль – организация, призванная на защиту существующего порядка; отныне видимость господствует в обществе, и теперь уже никакой “главный вопрос” не может быть поставлен “честно и откровенно”
Идея понятна? А если «организация» заменить на «система»?


Да, спектакли делятся на концентрированные, диффузные и т.д и т.п… И что из этого?

Идею можно представить иначе. Правящие классы создают ложную реальность с ложными ценностями. Масса верит в эту ложную реальность с ложными ценностями, потому что так ей комфортнее, меньше энергии тратится. И это сохраняет существующее положение вещей.

Тоталитарное бюрократическое общество живет в вечном настоящем, где все, что случается, существует только как подлежащее его надзору пространство.
Вторая честь фразы лишняя. Краткость, все-таки, сестра таланта.

Эта ложная реальность описана многократно. Она называется «гиперреальность» у Бодрийяра, она описана у Пелевина в «Поколение Пи», она описана у меня в «Заговоре» как «Экран» в одноименной главе. Можно найти еще множество описаний.

...и теперь уже никакой “главный вопрос” не может быть поставлен “честно и откровенно”..

А это уже важнее. В мире спектакля любой «главный вопрос», или лозунг может быть украден. Но это теоретически. И это уже повод подумать над тем лозунгом, который украден быть не может.

Впрочем, было и раньше:
Весь мир – театр, и люди в нем – актеры.

На самом деле не весь и не все. Описание спектакля может быть частью спектакля, а может и не быть частью спектакля.

Анализируя спектакль, мы в какой-то мере говорим самим языком спектакля, тем самым переходя на методологическую территорию того общества, которое и выражает себя в спектакле.

Найти ошибки У Ги Дебора может только очень внимательный специалист. Выявить, где марксистские задвиги, где немарксистские, а где беспочвенный идеализм или игра словами – сложно. Да и не нужно для практической цели. И тогда что такое Ги Дебор? Это набор лозунгов. Прочитать его можно, благо что короткий, но вряд ли стоит.

…задачей пролетариата как революционного класса должно стать сознательное оперирование всей полнотой реальности данного мира…
Любой лозунг может быть украден. Воруйте, граждане, воруйте.

2.

Итак, главное направление борьбы – это борьба за реальность. За то, чтобы оперировать всей ее полнотой. Тогда спектакли, в том числе и глобальный спектакль – гиперрреальность, и политический спектакль – экран, и оппозиционный спектакль-балаган рассеются.

Оно надо? Кому-то – нет, кому-то – да. Цель все-таки определяет реальность.

Путь к реальности начинается с реального вопроса: «Где мой айфон (портвейн, работа, квартира, машина, вертолет)» Если это невозможно сразу, то тогда можно ставить условия, например, как в согласии с правилами общества все перечисленное можно получить?

Сыграй в игру «алкоголик»! Собери сто виртуальных пивных банок и получи виртуальную бутылку портвейна!

Подделки, в том числе и товарные, и идейные, они обычно где-то в середине сложности. Простую вещь подделать сложно. К бумажно-соевой колбасе вроде привыкли, а вот к паленой водке – как-то никак. Очень сложную тоже подделать сложно. Самолеты многие хотят подделывать, но не особо получается. И потому логично предположить, что в борьбе за реальность имеют перспективы вещи очень простые и очень сложные. И когда эти вещи сомкнутся, середина тоже будет реальностью захвачена.

Естественно, и общеизвестно, что доллары – это пустые бумажки, ничем не обеспеченные и ничего не стоящие, но потерять пару сотен было бы очень дискомфортно. «Пустые, ничем не обеспеченные бумажки» – это спектакль. Дискомфорт от потери пары сотен – это реальность.
– Абрам, я дала маху…
– Дала Маху? Сара, как ты могла, наши семейные ценности, наша мораль и нравственность…
– Ты не понял, Абрам, я потеряла 5 рублей.
– Уж лучше бы ты дала Маху…

Нужно уметь различать спектакли. В спектакле низкого уровня доллар это ценность. В спектакле высшего уровня доллар действительно не обеспечен реальными активами.

Сложно?
– А что же все-таки не спектакль? – спросили у Ги Дебора.
Ги Дебор подумал и застрелился.

Одна из задач спектакля – так загадить людям мозги, чтобы люди не понимали, чего они хотят и как этого добиться. Первое главнее, но и второе тоже неплохо. Задача спектакля – сделать людей безопасными для режима.

Борьба за реальность начинается с маленького плацдарма реальности, к которому затем присоединяются следующие, не столь явные понятия-территории. Но чтобы контролировать этот процесс снова не впасть в спектакль, нужны путеводные идеи.

3.

… желающие действительно поколебать существующий общественный строй, должны сформулировать теорию, фундаментально разъясняющую его устройство; или, по меньшей мере, дать ему удовлетворительное объяснение.

Теория в данном контексте – это идеология. Идеология подразумевает не просто существование идей, но и их борьбу.
– Пролетариат требует…
– Не существует никакого пролетариата!

Но борьбы идей нет. Есть борьба лозунгов. Лозунги плавают в спектакле. И естественно, из борьбы лозунгов происходит спектакль. Идея так или иначе содержит в себе реальность, как минимум потому, что она сложна, и она становится еще сложнее, когда сталкивается с идейной критикой. Если идея не содержит в себе элементов реальности, при соприкосновении с критикой она рассыпается.

– Путин, уйди!
– А вот не уйду! Сами уйдите! С газона.

И весь разговор, можно идти домой. Потому что «Путин, уйди» – это не идея. Это тот самый лозунг, нужный как раз Путину, чтобы на него эффективно отвечать.

Войны идей опасны для режима, потому что они так или иначе вытаскивают на свет реальность. А после того, как реальность вылезает, она формирует достаточно жесткие лозунги, например:
Достойной работы нет, достойного жилья нет!

Да, в оппозиции есть кураторы, есть сотрудники спецслужб, которые идейные процессы пресекают. Но если бы рядовые оппозиционеры были сторонниками идей, все усилия по пресечению бы провалились. Есть социальные сети, где спецслужбы не властны. Но тогда идейной цензурой начинают заниматься рядовые оппозиционеры.

Россия это концлагерь для идей в первую очередь, для людей – только во вторую.
– Требуем рассинхронизации процесса межличностного абстрагирования!!! Путин, прими меры!

Если бы три месяца назад оппозиция вышла бы с реальными лозунгами, требующими реальных вещей, и подкрепленными реальными идеями, например, надерганными из того же ЗИТ.КОМ, сейчас бы Россия была бы другой страной.
Но это невозможно.
Потому что то, что обречено, должно умереть.
Да, ответить на вопрос «Почему вы не хотите, чтобы мы обеспечили трудящихся достойной работой и достойным жильем?», очень сложно.

А столкнуться с реальностью еще сложнее. Лозунг «Путин – законный президент дегенеративно-рефлексоидной массы» вообще не имеет антилозунга. Здесь не скажешь: «Сами уйдите».

Правда известна. Правда не располагает к дискуссии. Где произносится правда – дискуссия заканчивается. И начинается реальность. Айфон, портвейн, работа и жилье прилагаются.

А тот, кто заявляет о своем единстве с массой, будет жрать с нею из одного корыта. Путинизм.

И конкретная жизнь каждого вырождается в умозрительный космос.

4.

Власть тоталитарно-идеологического класса означает также и власть перевёрнутого мира: чем она сильнее, тем настойчивее она утверждает, будто её не существует,…
А как будет наоборот?

А вот Путин вроде бы существует. Бандерлогами обзывается. Во всяком случае, оппозиция в него верит.
Санта –Путина, 2000 серий. Путин как член семьи. Пуссириоты против путтириотов. Путин – бог оппозиционеров. Ненависть переходит в патологическую любовь, а любовь переходит в патологическую ненависть. Это ведь спектакль.

Путин бессмертен, потому что всегда генерируется заново.

Как только оппозиционеры становятся массой оппозиционеров, Путин генерируется снова.

Просто потому, что Путин есть сублимация подсознательного массы.
Его так подбирали, с таким расчетом.

Спектакль – это материальная реконструкция религиозной иллюзии.

Хочет ли Путин играть роль бога, никому не интересно. Зрители требуют.

У Путина могут быть маленькие желания, но воли у него быть не может. Потому что он проекция фактически всех присутствующих в стране сил, он их равнодействующая, их проявление – а у проявления не может быть воли. Равнодействующая сил равна нулю.
Режим есть система, и он несубъектен, вплоть до несубъектности каждого конкретного человека режима.
Режим – это не скромный полковник, это тысячи скромных полковников, это масса скромных полковников. И оппозиционеров.

Для реальности совершенно не важно, кто будет во главе революции – Путин или Лимонов.

То, что выставляется напоказ в спектакле – не важно. Выставляется напоказ Путин. Это повод задуматься.
Требовать у Путина?

Требовать реальность у режима бесполезно – у режима ее нет.
У режима есть спектакль. У оппозиции тоже.

Масса – она масса потребителей. Масса потребителей рассматривает все как спектакль и как товар. Революцию в том числе. Она не выражает интересов, поскольку интересы из нее выхолощены, как элемент опасной реальности. А без выражения интересов она интересна только как товар, как потребляемое, как ништяк или гаджет, и потому, естественно, эта революция продвигается в массы чисто товарными рекламными методами. Шарики, шарфики. Денег не хватит. На остальное.

Утилизация массы неизбежна.
Потому что утилизация массе имманентна.
Масса не любит говорить о неизбежности утилизации.
Масса любит спектакль.
Она получила спектакль.
Она получила выражение своих не сознательных, но подсознательных стремлений.
Чтобы не получать спектакль, нужно не быть массой.

Спектакль нельзя понимать ни как злоупотребление неким миром визуальности, ни как продукт массированного распространения образов. Скорее, это мировоззрение, …, ставшее действенным и выраженным материально.
Мировоззрение массы.
Гидра коррупции из тряпок не кусается. Но выглядит пугающе.

Это закономерная эволюция спектакля. Трагедия-драма-мелодрама-комедия-фарс-водевиль-цирк. Чем примитивнее тем ближе к массе, усваивается лучшеragnarok_2017

Все время слышно – там посадили по ложному обвинению, того посадили… Зачем режим сажает невиновных? Для поддержания спектакля в общем и симулякра «борьба с режимом» в частности. Борьба с режимом не ведется, а симулякр нужно поддерживать. Поэтому его и поддерживают реальными посадками. Но поскольку борьба с режимом не настоящая, сидеть соответственно должны невиновные.

Если все-таки найти настоящих противников режима и их посадить, это привнесет в спектакль элемент реальности. А это самое опасное для него. Зрители могут на сцену полезть.

5.
В авангарде любой борьбы находится идея, а идея вырабатывается свободной мыслью.

Без идей площади не нужны. Без идей на них ничего не добиться, кроме посадок.

Массе присущи враждебность проявлениям мысли, враждебность идеям. Это присутствует у представителей массы и одинаково присутствует у защитников режима и у борцов с режимом. Но без идейной победы победа над режимом вообще невозможна. Это касается почти любой победы в любой войне. Как минимум потому, что победе обязательно предшествует идея победы.

Если посмотреть на действия всех противников режима, то можно заметить, что главное, с чем они борются – это с идеями. Лозунги – можно. Переливание из пустого в порожнее – можно. Идеи – нельзя. Любой блог борца с режимом – это маленький блокиратор идей. А критиковать массу вообще нельзя, масса– святое. А на святости массы не то что идеи – мысль блокируется.

– Граждане несогласные, а кто у вас думает?
– Все!
– Что, и собачка тоже?

Первый эшелон защиты режима состоит из борцов с режимом. Это множество честных людей, которые действительно враждебно относятся к режиму, которые выходят на площади бороться с режимом, которые подвергаются преследованиям, которые сидят в тюрьмах по политическим мотивам. Это не госдеповско-кремлевская агентура – это именно честные люди. Агентура – это второй уровень.

Эта оппозиция защищает Путина лучше любого омона.
Чтобы атаковать режим, нужно сначала пробиться через ряды оппозиции.

Когда масса демонстрантов сталкивается с массой омона – победит все равно масса. А победа массы – это победа режима массы и просто победа режима.

Оккупай!
Фундаментально тавтологический характер спектакля вытекает из того простого факта, что его средства представляют собой в то же время и его цель.
Оккупай!

Лучшая защита режима – это не омон. Это спектакль. Стратегия, несогласные, оккупай – все это движения в поддержку Путина. Это его спектакль. И закономерно, что все заканчивается Абаем – а где еще может закончиться спектакль, превращенный во фрик-шоу? Или в фонтане, например.

Внешний характер спектакля по отношению к человеку действующему проявляется в том, что его собственные поступки принадлежат уже не ему самому, но другому – тому, кто ему их представляет.

Проломить первый уровень обороны режима – это самое сложное. На его страже действительно стоят честные люди. Второй, агентурный, будет несколько проще. Дальше режим останется голым. Омон не в счет.

Advertisements

19 thoughts on “Философия массы и революции – 3

  1. Pingback: Восстание против масс | zitcom

  2. Pingback: Непересекающиеся реальности | zitcom

  3. Pingback: ЗИТ.КОМ – революционный проект | zitcom

  4. Pingback: Еще раз про массу | zitcom

  5. Pingback: Никто ничего не позволит! | zitcom

  6. Anonymous

    Дорогие знайки, из поста в пост, я рекомендую вам НЕ ЗАНИМАТЬСЯ политикой.
    Любой человек, который занимается политикой в РФ, нами должен рассматриваться или как “козел провокатор”, или как “сливной бачок”.
    Есть, правда, еще одна категория людей, это могут быть просто идиоты, или люди неадекватные с нарушениями психики, или не адекватно воспринимающие мир.
    Никогда, и ни при каких условиях, не идите в политику и не занимайтесь, тем что называется “валить режим”.
    Прежде всего, потому что это никому не нужно.
    В мире нет заказчиков на то, чтобы “завалить режим в РФ”.
    Мировые кланы или элиты устраивает режим в РФ.
    Любые призывы выйти на баррикады, или любые призывы проявить принципиальность, это “заманухи и приманки” созданные самим режимом.
    Как “бойцы с режимом”, так и “охранители режима” – это все креатуры самого же режима.
    http://navigator011.livejournal.com/1716760.html

    Reply
  7. Anonymous

    Сидит ворона, держит сыр в клюве. Мимо лиса: “Ворона, на выборы пойдешь?” “Нет!” – каркает ворона, сыр выпадает, лиса с сыром убегает. “А что, – думает ворона, если б сказала “да”, что-то бы изменилось?”

    Reply
  8. Летописец

    Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить.
    Зигмунд Фрейд

    Reply
  9. sergeimorozov Post author

    О нём надо говорить именно так, сделав большую, торжественную паузу между словами. Без долженствующих эпитетов «пророк», «гений», «революционер» – самоубийца этого не любил. Сам Дебор называл себя стратегом и провёл закрытую, неточную жизнь, что до сих пор частично спасает автора от капитализации Спектаклем.
    Поэтому и говорить мы будем не столько о биографии Дебора, а о его простой, как кирпич, идее: «Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление». Дебор назвал это Спектаклем. Впервые работа «Общество спектакля» вышла в 1967-ом, но всего через год стала самой востребованной книжкой восставших парижских студентов. Гораздо позднее Дебор написал: «При чтении этой книги необходимо иметь в виду, что она была написана с сознательным намерением нанести ущерб обществу спектакля. В ней ничего не было преувеличено».
    https://vk.com/wall-60854067_17760?w=wall-60854067_17760

    Reply
  10. sergeimorozov Post author

    Государство на поздней стадии своего развития — то есть тогда, когда оно уже полностью переварило народ и лишь притворяется, что действует по его поручению, — либо не убивает вообще, либо убивает избыточно. Ему приходится прибегать к сооружению плотин; но время от времени случаются наводнения.
    Право на убийство делегируется. Какой-нибудь евнух, который даже мухе не оторвал бы лапку, может, не поднимаясь из-за письменного стола, убить сколько угодно людей. Жертвы не виноваты (евнух — тоже). Приговор здесь уже ни при чем; здесь правит бал цифра. Боги же удаляются восвояси.
    Эрнст Юнгер «Эвмесвиль»

    Reply
  11. Anonymous

    Подумав,решил еще и сюда закинуть

    Да, главное — чтобы не остановились, не заскучали, не задумались. Бесконечное шоу, в котором обострения на фронте, террористические угрозы, аварии, задержания воров-губернаторов, танцы с покемонами в храме, дома на горке и дома у речки, полные кроссовок и уточек, расчлененка, выборы во Франции, борьба за допуск треш-певца на треш-конкурс, драки в прямом эфире на любую тему идут без пауз, вернее, малейшие паузы заполняются хакерской атакой на штаб марсиан, перехватом российских бульдозеров на Аляске или спором о том, является ли новейшим оружием ракета, разработанная в 1970-е годы, если ее трижды освятил митрополит, а все драгметаллы с контактов украли при производстве.
    https://snob.ru/selected/entry/124246

    Reply
  12. sergeimorozov Post author

    Типичное наказание невиновных:
    Бывшего директора Библиотеки украинской литературы Наталью Шарину признали виновной в “экстремизме” и растрате, приговорив к 4 годам заключения условно. Это абсолютно неправосудный приговор, единственный смысл которого – оправдать репрессии по отношению к Шариной и политический наезд на Библиотеку украинской литературы, совершенные почти два года назад. Конечно, в нынешних условиях полного развала судебной системы, Шариной могли дать и вполне реальный срок. В отличие от секты свидетелей путинской Оттепели я вполне это сознаю. К тому же Шарина и так провела под домашним арестом уже целый год и семь месяцев! Кому нужна была эта показательная порка? Очевидно, что это не обычный беспредел следователей и не происки “конкурентов”, а чистый и беспримесный политический заказ. У Шариной не пытались выманить деньги, она не представляла никакой общественной опасности, она не являлась ни губернатором, ни лидером оппозиции, а просто работала библиотекарем, никак не нарушая закон. Но, как выяснилось, работала она в библиотеке с “неправильным” названием, за что и была демонстративно наказана.
    http://philologist.livejournal.com/9356336.html

    Reply
  13. Нигилист

    Ты можешь поддерживать путинизм или быть против него, но и то и другое будет работать на систему. Очевидно, что дана команда уходить от управляемой «суверенной демократии» в сторону более развитых, западных форм. Но дело в том, что сам путинизм с трудом научился себя лишь воспроизводить, не меняя свою природу. Поэтому и взят курс на формировании мутантной вертикали власти.
    Открытая диктатура подавляющего меньшинства является контрпродуктивной утопией, но это никак не может уложиться в либеральный дискурс и, наверное, в среднестатистическую либеральную голову. Демшиза идёт по ложному следу. Её дискурс закольцован симулякрами (полицейское государство, Мордор, Путлер и так далее) более того, они ограничены в средствах самовыражения: устроить пикет, бурю в стакане интернета, — вот, собственно, весь набор. А вот система не ограничивает себя никакими шаблонами. То, что оппозиция, в том числе либеральная, насквозь маргинальна, устраивает всех, даже её саму.
    У либералов в оппозиции «ложная совесть» (антипутинизм головного мозга) заменяет все органы сразу, в том числе органы чувств и мозг. Поэтому на 98% либеральная оппозиционная повестка состоит из вбросов, провокаций, информационного мусора, мусорных шумов и самой нажористой и наглой дезинформации. Продуцируют это они сами или ведутся на кремлёвские разводки, что сути дела не меняет.
    http://rabkor.ru/columns/analysis/2017/04/21/post-modern-kremlin/

    Reply
  14. Голос из пустоты

    Спектакль отрицает законы формальной логики. Человеку остается только подражать увиденному, его богами становятся лица, действующие на сцене: «эксперты, журналисты, политики». Они разъясняют обывателю, что полезно на современном рынке. Однако, что бы ни выбрал зритель, все уже вписано в сценарий, в который включено не только настоящее, но вместе с ним прошлое и будущее.
    К такого рода опасностям относится все то, что не имело большого значения для человека еще несколько десятилетий назад: загрязнение мирового океана, вырубка лесов, голодающие страны третьего мира, терроризм и т.п. Все это не несет реальных угроз спектаклю, но позволяет создавать иллюзию деятельности, держащую человека в постоянном напряжении.Историческое, формально логическое, рациональное – все то, что помогает человеку найти смысл, опасно для спектакля, потому что смысл находится за его пределами, а значит, может уничтожить спектакль. Спектакль меняет понимание рационального, заменяя его на широкую или ограниченную рациональность, в которую уже либо включены элементы иррационального, либо исключена область смыслов.
    https://monocler.ru/obshhestvo-spektaklya/

    Reply
  15. Anonymous

    Система способна убить двух зайцев одним выстрелом заставляя своих оппонентов предлагать “конструктивные решения” для своих собственных кризисов. Фактически, ей необходимо определённое количество оппозиции, которая предупреждает её о проблемах, усиливает её само-рационализацию, позволяет ей опробовать инструменты контроля и даёт оправдания для введения новых форм контроля. Чрезвычайные меры безопасности неуловимо становятся стандартными процедурами, в то время как регламент, которому можно сопротивляться вводится только в ситуациях паники.
    Медленное, постоянное изнасилование человеческой личности всеми учреждениями отчуждённого общества, от школ и фабрик до рекламы и урбанизма, начинает казаться нормальным по мере того, как спектакль навязчиво фокусируется на сенсационных индивидуальных преступлениях, манипулируя людьми, погружая их в истерию законности и порядка.
    Кен Нэбб

    Reply

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s