Банальность зла

200px-Eichmann_in_Jerusalem_book_cover

Банальность зла

Существует стереотип человека. И этот стереотип предполагает, что человек оценивает свои поступки с точки зрения относительных добра и зла.

Если признать отсутствие такой оценки у массы людей, по сути это предполагает массовое расчеловечивание. Что неполиткорректно и вообще угрожает устоям цивилизации. (Явная лажа-4).

После войны Моссад разыскивал военных преступников. У Адольфа Эйхмана был замечательный послужной список: и СС, и Гестапо, и концлагеря, и «окончательное решение еврейского вопроса». Эйхман почти 15 лет бегал от Моссада по прериям, но в конце концов его поймали и привезли на суд в Иерусалим.

Ожидалось, что на процессе Эйхман будет вести себя согласно одному из двух вариантов. Или он будет кричать, какой он крутой фашист, как он хорошо решал еврейский вопрос и прочее «Хайль Гитлер», или он раскается и будет рассказывать, как он глубоко сожалеет о случившемся.

– А чё?.. Я ничё… Работали, да. Бумаги оформляли… Командировки там… логистика…

Эйхман признался во всех фактах, в которых его обвиняли.

Эйхман должен был быть монстром, чудовищем, если не человеконенавистником, то хотя бы евреененавистником… Ну хотя бы антисемитом! Но Эйхман не был даже антисемитом.

Eichmann,_Adolf

– Вагоны там… Оптимизация рабочей силы… Менеджмент…

К Эйхману направили нескольких психологов. Все они нашли только то, то Эйхман – совершенно нормальный человек, и даже как-то слишком нормальный. Образцовый обыватель.

Эйхман не раскаялся. А ему было не в чем раскаиваться. Раскаиваться может тот, кто понимает, что совершил что-то плохое. Эйхман так и не понял.

По впечатлениям от процесса, а также после встреч с Эйхманом Ханна Арендт (Hannah Arendt) написала книгу «Эйхман в Иерусалиме: репортаж о банальности зла» («Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil»). (Все есть в вики.)

Основная идея была выведена так, что в условиях навязанного обществу выбора поступки, которые считаются не очень хорошими, становятся рутинными. Но даже эта идея оказалась сложна для восприятия.

А на самом деле чтобы «банальность зла» произошла, нужно не только навязать что-то обществу, нужно, чтобы до этого уже существовали люди, которым можно это навязать. В книге в отношении Эйхмана использовано слово «винтик». А это расчеловечивание.

“После выхода книги Арендт большинство израильских друзей порвали с ней отношения, не оценив иронии и сарказма. Арендт в Израиле бойкотировали более 30 лет” (М. Дорфман)

Оценили, еще как оценили. Книга до сих пор подвергается критике. Но как известно, «человек – животное не рациональное, а рационализирующее». Дело не в тоне, не в «оправдании» – дело в том, что человеку слишком страшно воспринимать иную человеческую реальность – реальность «людей-винтиков». Винтики испугались того, что они винтики среди винтиков.

В массовом обществе винтиков происходит переход от «Банальности зла» к «злу банальности» масс.

Винтик можно повесить. И он будет качаться на веревочке. Всё, больше ничего нет.

cbc31d561e34

Глядя вокруг, большинство людей совершенно не задумываются о какой-то моральности происходящего. Они функционируют. Они выполняют рутинные операции. Эти люди знают моральные нормы, христианские или какие-то еще. Они даже могут их перечислить. Но они совершенно не ассоциируют эти нормы с наблюдаемой реальностью. И совершенно не ассоциируют эти нормы с собственными поступками.

Но почему так? А потому что действительно расчеловечивание. Потому что массовый человек теряет человеческое – так он и становится массовым человеком, человеком-деталью, винтиком. Потому что биоаппараты. Что на входе загрузили  – то и на выходе получили.

Ни Путин, ни АП, ни гебня, ни Центр Э, ни судьи, ни прокуроры не имеют чувства какой-то ненависти или неприязни. Люди функционируют на работе, а потом идут домой к семье, сериалы смотреть. Режим – это дорогие россияне, а дорогие россияне – это режим. Сумма биоаппаратов в инерционном режиме.

Биоаппарат не может быть злым. Потому что он хотя и био, но главное – аппарат. Все равно что злой холодильник или телевизор. Да, если влезть – ударит током. Но не со зла.

В общем, не нужно искать зло там, где оно видится, но где его на самом деле нет.

Еще по теме – Рефлексоиды!

Advertisements

12 thoughts on “Банальность зла

  1. Pingback: Anonymous

  2. Anonymous

    Главная проблема – устойчивость бесконтрольной власти и характер ее воспроизводства. Объяснять эту устойчивость исключительно полицейскими мерами принуждения населения к покорности или манипуляциями на выборах явно недостаточно. Действующая власть, несмотря на широко разлитое недовольство, признается если и не совсем легитимной, то, во всяком случае, безальтернативной. Пассивное терпение абсолютного большинства населения, как говорила исследовательница тоталитаризма Ханна Арендт, эквивалентно признанию и поддержке репрессивного режима.
    http://www.ng.ru/stsenarii/2014-06-24/9_skrepy.html

    Reply
  3. Anonynous

    Одна из самых главных причин паразитизма – желание получить что-то, ничего не делая. Этой “болезни” подвержены практически все – от богатеньких сынков-толстосумов до ноющих битардов. Разница лишь в том, что для первых уже созданы условия, при которых они могут получить почти всё (за счёт других, естественно), не прилагая усилий. Битардам и прочим социофобам таких условий никто не создавал, поэтому остается только капчевать и жаловаться на жизнь, но эти хотя бы не грабят корованы ради получения желаемого.

    Другая, не менее важная причина – стремление повысить своё ЧСВ за счет других. Психика людей-винтиков разрушена настолько, что их мнение о себе практически полностью зависит от сравнения себя с другими, и это только в лучшем случае. В худшем их самооценка полностью определяется их оценкой другими людьми. Может показаться странным, что этот первобытный атавизм дожил до 21 века, но ничего странного странного нет – практически во все времена этот идиотизм искусственно поддерживали, сохраняли и взращивали при помощи насильной коллективизации (я имею в виду не только совок, а вообще насильный “загон” в искусственно созданные коллективы). Причем корень проблемы не столько в самой коллективизации, а в том, что коллектив создается по образцу тюремного. Главная задача “надзирателей” – сделать так, чтобы ты из этого коллектива никогда не вышел без последствий для себя, а защищать тебя от угроз, исходящих изнутри коллектива, никто не будет – там всё пущено на самотёк. Хуже всего то, что такой дерьмовый метод применяется непосредственно в процессе воспитания, начиная с школ и детсадов. Никто не старается пресекать драки, побои и унижения – в лучшем случае на хулигана повысят голос. Среди поколений, воспитанных таким образом, подняться в глазах коллектива за счёт унижения или травли кого-то другого считается нормой. Представители этого поколения устраиваются на работу, многие из них обязательно попадут в сферу образования, причём не обязательно на место рядового учителя. Круг замкнулся, процесс повторяется.

    Третья причина в том, что системе ты нужен только как батарейка – расходный материал, который какое-то время помогает поддерживать систему. Твои личные качества, не касающиеся профессиональных способностей и навыков, системе не нужны и не интересны. Они вообще почти никому не интересны, кроме очень узкого круга родственников и знакомых. Из-за этого лучше живут те, кто лучше работу работает или деньги ворует, а не те, у кого моральные качества лучше.

    Всё это вместе создает кучу неприятных последствий, а также наполняет информационное пространство нездоровыми стереотипами. Примеров масса. Когда кто-то не хочет слышать о себе правду, или пытается запретить кому-то высказывать своё мнение, он говорит, что каждый должен отвечать за свои слова (подразумевая, что за эти слова оно навредить может). Когда этот же кто-то хочет выявить и наказать несогласных, или же заставить кого-то раскрыть какую-то информацию, он говорит, что честному скрывать нечего. Когда кто-то приходит к власти и хочет сорвать куш, он пытается сделать платным то, что всегда было бесплатным. Даже если эти попытки противоречат не только конституции, но и законам физики, математики или логики. Когда у кого-то не остается поводов для поднятия себя в глазах окружающих, он начинает гордиться тем, что входит в какое-то (или даже в несколько) объединение, коллектив (корпорацию, нацию, страну и т.д.) – так появляется нацизм, фашизм, #dutyofloyalty и прочие прелести паразитической системы. Сюда же относится мантры про то, что природа существует только для нужд человека, что человек единственное разумное существо и т.д. При этом подозрительное сходство поведения “единственных разумных” с поведением раковых клеток такие не воспринимают, ибо такой вывод отнимает у них последний повод для гордости собой.

    Reply
  4. Anonymous

    Президент ФРГ Йоахим Гаук заявил, что «без Освенцима нет германской идентичности», подчеркнув, что его страна склоняется в благодарности перед солдатами Красной армии, освобождавшими нацистские концлагеря. IBM аналогично склоняется, ибо без специального офиса в Освенциме они не вышли из Великой Депрессии без потерь личного состава, перефразируя Гаука «без Освенцима нет идентичности IBM»
    http://1500py470.livejournal.com/130891.html

    Reply
  5. rhizome

    И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: 15знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
    Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
    Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

    Откровение святого Иоанна Богослова
    Глава 3.

    Reply
  6. rhizome

    «Обретут ли души мир?» – так называлась статья, в которой Юнг размышлял о причинах массового психоза немецкой нации в 30-40-е гг., о демонах, которые только того и ждут, чтобы выползти на поверхность нашей психики, и о том, что после Германии зло будет искать другие внушаемые народы для своего воплощения.

    Журналист «Die Weltwoche»: Не считаете ли вы, что окончание войны вызовет громадные перемены в душе европейцев, особенно немцев, которые теперь словно пробуждаются от долгого и ужасного сна?
    Карл Густав Юнг: Да, конечно. Что касается немцев, то перед нами встает психическая проблема, важность которой пока трудно представить, но очертания ее можно различить на примере больных, которых я лечу. Для психолога ясно одно, а именно то, что он не должен следовать широко распространенному сентиментальному разделению на нацистов и противников режима. У меня лечатся два больных, явные антинацисты, и тем не менее их сны показывают, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и жестокостью. Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера (Георг фон Кюхлер (1881-1967) руководил вторжением в Западную Польшу в сентябре 1939 г.; он был осужден и приговорен к тюремному заключению как военный преступник Нюрнбергским трибуналом) о зверствах немцев в Польше, тот негодующе воскликнул: «Извините, это не вермахт, это партия!» — прекрасный пример того, что деление на порядочных и непорядочных немцев крайне наивно. Все они, сознательно или бессознательно, активно или пассивно, причастны к ужасам; они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали.
    http://varjag-2007.livejournal.com/9986413.html

    Reply
  7. Anonymous

    “В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)” /В. Франкл/.

    Reply
  8. Anonymous

    «Режим» — одно из самых частоупотребляемых слов в больнице. Формально речь идёт всего лишь о правилах распорядка дня, доступа к личным вещам, активности пациентов и тому подобное. В действительности же режим — это такая сакральная коза медперсонала (которую, впрочем, они же здорово пинают, пока никто не видит), главная форма контроля и главное оправдание сверхконтроля над пациентами. К режиму относятся: время и продолжительность прогулок, возможность доступа пациентов к их телефонам, продолжительность свидания, допустимые для передачи продукты и вещи, время подъёма, отбоя, приёмов пищи и всего остального, а также целая куча прочих мелочей.
    http://www.furfur.me/furfur/freedom/freedom/218257-vacation

    Reply
  9. rhizome

    К вопросу о признании моральных норм

    Интересно также, что эта фраза стояла на воротах только одного концлагеря – Бухенвальда. На остальных (или многих) была надпись Arbeit macht frei. Кроме того, Jedem das Seine читалось с внутренней стороны ворот, а не с внешней. С внешней стороны над воротами была помещена другая цитата Recht oder Unrecht – Mein Vaterland, перевод известного высказывания одного американского адмирала our country, right or wrong, что в переводе “Хорошая или плохая, это – наша страна” В 1945 году в лагерь пришли американские войска и заметив надпись принадлежащую одному из американцев сразу ее убрали. После раздела Германии на оккупационные зоны Веймар , а вместе с ним Бухенвальд оказались на Советской территории. Лагерь использовался для интернированных. Надпись, естественно, советские руководители восстанавливать не стали.
    http://veksavic.livejournal.com/5598.html

    Reply
  10. Anonymous

    Под корень выложил статью о Брейвике.
    Смысл статьи в том, что Андерс Брейвик – плоть от плоти современной европейской цивилизации, “эталонный европейский обыватель”. У Брейвика была хорошая, сытая жизнь – работа, собственная фирма, девушки, относительно благополучная семья. Его взгляды нельзя охарактеризовать иначе, как мешанину, которая обычно свойственна людям очень поверхностным. Член неолиберальной «Партии Прогресса», масон, консерватор, резкий противник национал-социализма, одно время он был протестантом, а потом взбунтовался и стал критиковать протестантов. Брейвик постоянно менял убеждения. В нём нет твёрдого “стержня”, выдержанной линии, последовательности. Эдакий кузнечик-“попрыгунчик”, “Фигаро здесь, Фигаро там”, “наш пострел везде поспел”.
    Да вот как сам Брейвик выстраивает иерархию своих ценностей: «Музыка — самое первое, второе – Цель в жизни, третье – моя собственность и предпочтения (перечисляются мой Ipod, автомобиль), к которой наиболее привязан, четвёртое — созданный мною стиль, пятое – туалетная вода, на шестом месте — спорт, на седьмом – любимая футбольная команда, на восьмом — юмористические передачи, девятое – различные национальные кухни, десятое — кино, одиннадцатое место – архитектура и пособия по дизайну интерьера, двенадцатое — пиво, тринадцатое – сладкий алкоголь, четырнадцатый приоритет – книги».
    Не считая «цели», которая стоит на втором месте, приоритеты Брейвика – это ipod, бухло, юмористические передачи, туалетная вода, в общем-то, типичный набор образованного горожанина. Брейвик – не фанатик. И не зомби. И не одурманен ничем противоположным. Наоборот, он нормален, обычен, ничем не примечателен – ни умом, ни внешностью, ни харизмой. Нормальны его политические взгляды. И внешность нормальна. И жизнь. Брейвик вообще до странности нормален.
    http://ltraditionalist.livejournal.com/675591.html

    Reply
  11. Anonymous

    Ланселот:”Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное потому что у них нет выбора. А рыцарь… Рыцарь всегда на распутье дорог.”
    Из к/ф «Убить дракона» 1988г

    Reply
  12. Нигилист

    Знаете, как выглядели расследования преступлений, совершённых работниками нацистских концлагерей? Они выглядели так:
    “Ты заключённых привозил в концлагерь?” — “Я их привозил куда-то. Я не знаю куда, может здесь летний лагерь”.
    “Ты заключённых в газовую камеру вёл?” — “Не, вы что. Я их куда-то завёл, куда мне сказали. По-моему это была душевая”.
    “Блядь, ну ты, ты же кран открутил с газом!” — “Да я вообще не ебу, что это за кран. Сказали открутить — открутил, я вообще не в курсе”.
    Вот так было. Никто ни за что не отвечал, и никто ничем не интересовался. Нацисты были гениальными организаторами.
    https://site.ua/volodimir.zavgorodniy/1113/

    Reply

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s