Философия массы и революции – 2

bodri

Философия массы и революции – 2

2. Бодрийяр, Декарт и айфон

1.
Сложно сказать, как Бодрийяр попал в Россию и столь в ней размножился. И поскольку он уже присутствует, постольку с ним и можно поработать.

Его основные термины:
Гиперреальность
Симулякр
Общество потребления (кстати, отсюда идет история про карго, когда папуасы строили самолеты)

И есть у него такая работа со значащим названием:
«В тени молчаливого большинства, или конец социального»

Молчаливое большинство это, вообще-то, масса.

Симулякр – это нечто, не существующее в объективной реальности, но считающееся существующим.


Кем? Массой

Есть определение «Это копия, не имеющая оригинала в реальности». Но это хромающее определение; то, что не существует в реальности, обычно имеет прототипы. И Бодрийяр сам пишет, что реальный мир был заменен копией, и продолжая его мысль, нужно признать, что оригиналы когда-то были, и , возможно, где-то есть и сейчас.

Взаимодействие симулякров создает гиперреальность – тот мир, где основная масса людей и живет.

Но чтобы прийти к гиперреальности, нужно представить себе реальность. Что она есть?
Аналогичный вопрос возникает и с «обществом спектакля» Ги Дебора – если все кругом спектакль, а что такое «не спектакль»?
Что интересно, про обсуждении Ги Дебора в Киноклубе этот вопрос оказался самым сложным.

2.
Есть предположения, что все нереально.

Христианство говорит, что этот мир не настоящий, настоящий будет потом.

Буддизм говорит, что все ощущения – результат обмана, и освобождение состоит в избавлении от этих ощущений.

Есть идея, что люди – это ящики, стоящие у какого-то исследователя, и ящикам кажется, что они что-то чувствуют. Матрица, в общем.

Есть мнение, что люди – это биоагрегаты со свободной волей, живущие в так называемом материальном мире.

В свое время Декарт придумал следующую формулу: «Я мыслю, значит, я существую». Достоинство этой формулы в том, что она прекрасно подходит для всех вышеперечисленных вариантов.

А мыслить можно разное. Если человек мыслит желание чего-то, он может мыслить о обладании этим чем-то.

Есть желание обладать айфоном. Человек устраивается в Макдональдс, работает два месяца и на разницу покупает айфон.
Есть желание обладать женщиной. Человек устраивается в Макдональдс, работает и снимает проститутку.
Есть желание общественного признания. Человек устраивается в Макдональдс… и опа, облом.

Мыслить обладание чем-то – это и есть реальность. И тогда обладать чем-то – это тоже реальность. Ведь обладание этим чем-то приносит не виртуальное, а реальное удовольствие.

3.
Революция – это инструмент для обладания чем-то.
«Сделаем революцию, захватим балкон, и какаву на нем пить будем.»

Так что плохо? Плохо то, что в существующей системе айфон можно, а общественное признание – нельзя.
Масса не обладает инструментами, чтобы выразить общественное признание.

Есть и другие вещи, которые нельзя получить в существующей системе. Например, жилье.

Работай в Макдональдсе и купи айфон – это реальность.
Работай в Макдональдсе и будешь успешен – это симулякр.

Масса – это реальность. Потому что в эту реальность упирается множество желаний.

Работа – она тоже реальна. Потому что она мыслится в рамках продолжительного состояния дискомфорта. В основном люди не работают, а ишачат, пашут и горбатятся. Такая работа очень полезна для понимания реальности. Когда люди совсем отрывается от реальности, в дурках им назначают трудотерапию.

Масса склонна к упрощению и потому к символическому пониманию. Симулякры проникают в жизнь массы именно через символы.

Симулякры заменяют для людей массы то, чего у них нет. Как правило, через доступные товары, имеющие символический смысл. Типа айфона. И через доступные идеи, типа оранжевой угрозы.

Симулякры – это заменители, в первую очередь заменители человеческих качеств. Человеческая природа, будучи здоровой, предпочитает реальность – обладание реальными вещами и состояниями. Потому что здоровая человеческая природа склонна распознавать реальные вещи. И главнейшие реальные вещи – это общественное признание и ресурсы. Чтобы это получить, нужна соответствующая среда.

А среда массы – это гиперреальность. Общественного признания масса не понимает, а за ресурсами не пойдет, потому что в гиперреальности ей комфортно. И в плане борьбы за реальное масса безнадежна.

Но из этого следует, что революция не должна затрагивать массы.

А из того, что существует массовое общество, следует, что масса у власти и поэтому контр-революционна.

4.
Бодрийяра читать не стоит. Достаточно понять, что такое симулякр, а понять это, читая Бодрийяра, не получится.

В России Бодрийяр популярен, но в мире к нему относятся весьма скептически.

Некоторые писатели своей манерой подачи материала умышленно провоцируют критику со стороны своих читателей. Другие только приглашают вас подумать. Проза Бодрийяра требует единственного – чтобы вы хрюкали с широко раскрытыми глазами и смущенно соглашались. Он стремится к интеллектуальному влиянию, но ему приходится посредством стиля огораживаться от любого серьезного анализа, чтобы оставаться свободным прыгать от одного причудливого утверждения к другому, и не важно, насколько эти утверждения не верны. Место читателя – покупать его книги, принимать его терминологию и упоминать его имя к месту и не к месту.
Denis Dutton, профессор философии.

Место читателя… Мне кажется, я даже помню одного такого читателя… Это случаем, был не Дугин? У Бодрийяра правильны основные мысли, просто он не смог их нормально выразить.

Но так или иначе, есть главное, что рекомендуется помнить и использовать. «Молчаливое большинство», «Общество потребления», «белый шум». “Избыточная реальность”, от которой нужно избавляться – это тоже из него.

и, конечно, самое главное – симулякры.

Симулякр неразрывно связан со знаком, с символом, и символический смысл обычно заменяет реальный.

У симулякров обычно перепутаны и переплетены объектность и субъектность. «Рама мыла маму».

Чем сложнее реальность, тем больше шансов, что в ней заведутся симулякры.

Симулякр формирует реальность и вытесняет реальность.

СССР? Его никогда не существовало. СССР был создан в 2000-е годы как симулякр-ретроспекция. А еще до этого с 1965 года строился симулякр «Великая Отечественная война». Да, война с 1941 по 1945 была, но к имеющемуся в наличии симулякру она не имеет никакого отношения. Пока что-то в памяти – строительство симулякра невозможно, должно пройти 15 – 20 лет, чтобы реальность забылась. «Мы посылали в Тобос, но не нашли там Дульсинеи Тобосской…» А ведь в реальном СССР даже фильм сняли – «Дульсинея Тобосская». А в Мадриде памятник стоит. Да, была девушка с соседней фермы. Но от Дульсинеи она отличалась так же, как СССР отличается от своего СССР-симулякра. Никто не помнит, кто такая Альдонца Лоренца, которая иногда орет работникам так, что ее слышно за две мили? Дон Кихот насоздавал симулякров и поехал их искать. Над ним смеялись. В России недовольные насоздавали симулякров и смеются над теми, кто в них не верит. А режим смеется над недовольными.

«Россия», «русский народ» их производные – это симулякры. Этих вещей нет в наличии. Это подтверждается тем, что у них нет определений. Симулякр неизбежно искажается человеком-носителем – и потому договориться по определениям оказывается невозможным.

О чем невозможно говорить, о том следует молчать» (с) Людвиг Витгенштейн

Оранжизм – это симулякр, придуманный Белковским, в чем он честно признался, но оранжисты появились. «Российский либерализм» – это тоже симулякр, но в «российские либералы» и записываются, и записывают. И оранжисты, и их оппоненты знают, что оранжизм (оранжевая революция) придуман Белковским, но не хотят в это верить.

А «Путин» является множественным симулякром, у оппозиции свой «Путин», у путинистов свой «Путин», но к Путину эти «Путины» не имеют никакого отношения. Естественно, что такой «Путин» непобедим. И «оппозиция» «Путину» – это «броня» «Путина».

Понять все это можно только одним способом – в сознании выйти за пределы политики.
Если не выйти за пределы политики, то политики не будет.

40 thoughts on “Философия массы и революции – 2

  1. twister

    Большое спасибо за статьи.
    Сожалею за чрезмерную развёрнутость комментария:

    >Симулякр неразрывно связан со знаком, с символом,
    >и символический смысл обычно заменяет реальный.

    AppStore!

    Через 5-10 лет, когда софт и железо сольются в проприетарном экстазе, будем вспоминать PC да торренты со слезами на глазах.

    > «Я мыслю, значит, я существую». Достоинство этой формулы в том,
    > что она прекрасно подходит для всех вышеперечисленных вариантов.

    Но по сути, эта формула не является корректным силлогизмом (всего лишь факт существования выводится из факта мышления, но не связь между ними). Примером корректного (имхо) стало бы “я мыслю, следовательно процесс мышления сопровождается наличием того, кто мыслит”. А посему:

    > Христианство говорит, что этот мир не настоящий, настоящий будет потом.
    > Буддизм говорит, что все ощущения – результат обмана, и освобождение состоит в избавлении от этих ощущений.

    А о каком “христианстве” речь? И о каком “буддизме”? Прежде всего, сам дух статьи подталкивает к простому шагу: оба термины вынести в кавычки, обозначив тем самым их симулякрову сущность. Рассуждая же с позиции доктрины, апофатическое христианство вполне согласуется с апофатическим же буддизмом (шентонг) в аспекте оценки “иллюзорности” наличной реальности: ощущения избыточны, важно лишь “who cares” – собственно, коан, решение которого в случае с Дебором оказалось фатальным (а возможно, и верным, о чём мы, увы, лишены возможности судить).

    Апофатически, ни буддизм, ни христианство (и проч.) не разносят “истину” и “иллюзию” во времени: обе сосуществуют одновременно и лишь моинезнание/омрачение/греховность (согласно канону – предвечные/изначальные) мешают мне реализоваться на уровне “истины” здесь и сейчас (“Нирвана и сансара суть одно и то же”; спектакль фрактален и масштаб его вселенский; мы не заключаем каждое отдельное слово в кавычки лишь из соображений экономии средств).

    Процесс же примирения двух “реальностей” (данной в ощущениях и (предполагаемой) трансцендентной) условно иллюстрируется двумя уровнями “существования” программного кода: уровень команд машинного языка (мысли) и потенциал электроволновой функции в кристалле (нули и единицы – мышление). Т.е. есть мысль, и есть электроволновые синапсы: одно другому не эквивалентно, но оба прекрасно уживаются вместе, при этом проблема “что первично” не формализуема – как для двух сторон одной монеты.

    Оценка степени “иллюзорности” наших идей и представлений производится лишь ради удобства: субъективно, из всех доступных мне чувственных ощущений, более реальны для меня наиболее из них интенсивные (боль/удовольствие).

    Соответственно, с точки зрения практического смысла, “бодрийяризация/гидеборизация дискурса” как особый набор сущностей и определений, может быть оправдана только какими-либо практическими соображениями, которые лично я для себя усмотреть не могу (что даёт мне введение таких категорий как “симулякр” или “спектакль” на практике?). Очередные метафоры.. В этом смысле, “умная молитва” может иметь бОльшую практическую ценность, т.к. претендует на возможность обнаружения предполагаемого критерия “реальности” для себя (в чёрной комнате, с чёрными шторами, чёрной ночью зажёгся свет: с чёрной кошкой всё становится ясно раз и навсегда), ни больше ни меньше.

    Reply
  2. rhizome

    – Вот представь себе картину. Везет меня местный плохо одетый мужик на грохочущей раздолбанной “копейке” по дороге, которая тридцать лет не ремонтировалась – сплошные ямы, ухабы и коричневые лужи. Вокруг – серые покосившиеся дома и упавшие заборы, закутанные бабки на черных лавках, грязные собаки и алкоголики. И о чем же рассказывает этот водитель, чего опасается? “Лишь бы, – говорит, – не пришла Америка!”
    http://a-nikonov.livejournal.com/2413927.html

    Reply
  3. rhizome

    Конечно, все они гниды. Но те, кто, вдобавок, ещё торгует надеждой людей – ещё хуже. Если первые просто пьют нашу кровь, то вторые ещё пытаются убедить, что делают полезный массаж. Поэтому все те, кому ненавистна эта тюрьма под названием Эрефия и мечтают о Новой и свободной России, должны в первую очередь бить по «оппозиции», то есть по его фундаменту. Это и есть «направление главного удара», всё остальное завалится само.
    http://soz-data-ccount.livejournal.com/635182.html

    Reply
  4. sergeimorozov Post author

    «Наша работа — продавать людям не то, что они хотят, а то, что нужно нам». (с) президент CBS News Ричард Сэлант

    Reply
  5. Летописец

    Ае, камрады, революция грядет! И придет она не слева, не справа, не в результате дворцового переворота. Ее бодрым прогулочным шагом принесут нам либерасты во главе с Марком Гальпериным. Он предложил оппозиции начать ходить (нет, не под себя) без плакатов, лозунгов и требований. Тупо бродить по центру Москвы, вероятно, иногда в революционном угаре заходя за салатиком “Цезарь” в кофейню. Господа, я за креативный протест, но это финиш. Осталось только провести акции “Храпи против режима”, “Жуй против Путина” и “Корми белок в парке против Системы”.
    https://vk.com/wall-78356606_6582

    Reply
  6. Летописец

    Как пишет Панарин, в постмодернистском нигилизме знак освобожден от значения, семантика (исследование значения слов) подменена семиотикой (исследование знаковых систем), декларирована независимость знаковой вселенной от реальности обозначающего (постструктурализм – одно из течений постмодернизма). Ссылка на реальность заменяется ссылкой на авторитетный текст (например, в практике ельцинизма – Конституция или Декларация прав человека), оппозиционный дискурс выдавливается в дискредитированное текстовое пространство. Главным становится не реальная жизнь, а борьба с “коммунистической реставрацией”, “русским фашизмом” и утверждение “прав человека”, “демократической конституции”, “рыночных отношений” и т.п.
    Вместо классического избирателя, который более всего был озабочен верностью слова политика, его электоральной надежностью, мы получаем потребителя имиджей. Постмодернистский избиратель готов принять спровоцированные потребности, уже не желая ничего знать об объективной действительности
    http://www.savelev.ru/article/show/?id=108&t=1

    Reply
  7. Крот

    «Прозрачность зла»
    Пожалуй, кульминационная работа Бодрийяра. Продолжение и вердикт цивилизации, начатый в «Америке». Главная характеристика мира, главный термин, вокруг которого завязано исследование — транспарентность (от фр. transparence — прозрачность). Транспарентность — это мироустройство, главная особенность которого — создание искусственной среды обитания человека, искусственной жизни. В этой искусственной среде человеку приятно находиться: он не страдает от тяжелого труда, болезней, голода, насилия и даже избавлен от необходимости рефлексировать, думать, переживать экзистенциальную тоску и т. д.
    Современное состояние вещей — состояние после оргии, если понимать под оргией взрывной момент в развитии мира.
    “Мы прошли всеми путями производства и скрытого сверхпроизводства предметов, символов, посланий, идеологий, наслаждений. Сегодня игра окончена — всё освобождено. И все мы задаем себе главный вопрос: что делать теперь, после оргии?”
    Человечество движется к пустоте, ибо все его цели позади. В мире исчезла форма окончательной смерти, ничто не умирает и не исчезает, даже Бог.
    http://culz.ru/jean-baudrillard/

    Reply
  8. Крот

    «Почему все еще не исчезло?»
    Одна из последних работ Жана Бодрийяра, ранее не переводившаяся на русский язык и, возможно, подводящая своего рода черту под идеями философа, высказанными в книгах “Символический обмен и смерть” и “Прозрачность зла”.
    http://syg.ma/@alesya-bolgova/zhan-bodriiiar-pochiemu-vsie-ieshchie-nie-ischiezlo

    Reply
  9. Крот

    Один даже предположил, что мир устал от Бодрийяра, и потому тот покоится теперь с миром, не вызывая былых эмоций и дискуссий.
    Может, мир, конечно, и устал (хотя как сказать: в той же Америке не проходит и года без того или иного переиздания Бодрийяра, либо книги о нем, сейчас вот первую биографию сочинили, вернее попытку биографии), но мы-то здесь при чем? У нас переводы Бодрийяра заканчиваются на раннем его периоде, еще до того как Бодрийяр стал тем Бодрийяром, которого знает весь остальной мир. Из “позднего” Бодрийяра есть только не самая удачная “Прозрачность зла” – и все. А где “Фатальные стратегии”, где “Идеальное преступление”, где “Заговор искусства”, где “Интеллект зла”, где, в конце концов “Войны в Заливе не было”? Знаем ли мы Бодрийяра настолько, чтобы говорить о его немодности? Отнюдь. Да, в нулевые мы дозрели до его “Общества потребления” 1970 года издания и даже до “Символического обмена” 1976 года. Все, что там описано, с нами, наконец-то произошло. Но дозрели ли мы до его поздних работ? Вопрос. Впрочем, сейчас мы заворачиваем куда-то в сторону от остального мира, не факт, что дозреем вообще (может и к лучшему?). Но вот до главного его хита 90-х – “Симулякров и симуляции” – похоже, все-таки дозреть успели. Совсем недавно наконец-то официально изданная у нас книга, вызвала ажиотаж.
    http://anonymnus.livejournal.com/11423.html

    Reply
  10. Anonymous

    Видимо, все-таки поняли ,что так называемая протестная “деятельность” это чистый воды симулякр и потому теперь уже решили не стесняться)

    Феминистки своим виртуальным захватом кремлёвской башни добились того, чего, может быть, не добились бы, попробуй они осуществить то же самое в «реальной реальности». Так или иначе, свой смысл они до общества донесли. А что ещё требуется от акции? Акцию совершают для трансляции какого-то смысла. Когда трансляторами смыслов были газеты и телевидение, то активистам, чтобы обратить на себя, а главное — на свои идеи, внимание журналистов, приходилось действовать на улицах. А сейчас, когда каждый сам себе журналист и телевизор, на улицы выходить вовсе не обязательно. Если и нужно выходить, то только для того, чтобы записаться на курсы фотошопа и видеомонтажа. Ещё раз хочу повторить: если нужно создать образ со смысловой нагрузкой, а затем растиражировать его, то виртуального пространства вполне достаточно.
    http://www.sensusnovus.ru/opinion/2017/08/26/25418.html

    Reply
  11. Anonymous

    Довольно неожиданно Рипол-классик решили выпустить самую сложную, но и самую важную книгу Бодрийяра.
    Аннотация:
    “Фатальные стратегии” – центральная, по мнению западных исследователей, работа Бодрийяра, поскольку именно здесь он излагает теоретическую основу всех своих предыдущих и последующих работ. Кроме того, в книге анализируются такие нетрадиционные для современной философии понятия как судьба, любовь, соблазн, терроризм, экстаз, ирония, церемониал, обсценность, ожирение и т.д. Вслед за смертью Бога, автора и человека, философ провозглашает смерть субъекта как такового и верховенство объекта. Единственную стратегию, пусть и фатальную, которую он предлагает – перейти на сторону объекта и иронично взирать на обезумевший мир. Именно после этой книги Бодрийяра стали называть “гуру” и даже “первосвященником” постмодернизма. А голливудских кинематографистов она вдохновила на создание известного фильма “V – значит вендетта”.
    https://exsistencia.livejournal.com/22660.html

    Reply
  12. Голос из пустоты

    Вводная глава к центральной теме только что вышедшей в издательстве «РИПОЛ классик» книги философа «Фатальные стратегии».

    Широкой публике Бодрийяр известен как «отец симулякров», но в западной критике наиболее важным его вкладом считается разворот от традиционной философии субъективности к объектно-ориентированной теории. Главным различием между банальной и фатальной теориями является то, что в одной субъект по-прежнему считается коварнее, чем объект, а в другой предполагается, что объект всегда коварнее, циничнее, гениальнее, чем субъект, которого он «дразнит» и, наконец, «соблазняет». Тем самым приходит конец классическому отношению субъекта и объекта, когда первый всегда говорил от имени второго. Новый мир — это бессубъектный мир объектов. Но бесстрастная «кристаллическая» логика объекта совершенно иная, чем привычная нам логика желания субъекта. Нам еще предстоит прочувствовать ее на себе. Собственно, в этом и заключается фатальная стратегия: признать верховенство объекта и перейти на его сторону, перенимая все его коварство и правила игры.
    http://syg.ma/@exsi-exsistencia/zhan-bodriiiar-smiert-subiekta-i-vierkhovienstvo-obiekta

    Reply
  13. Голос из пустоты

    >И «оппозиция» «Путину» – это «броня» «Путина».

    Такая аналогия.Танк поверх основной брони имеет внешнюю – динамическую защиту.По сути эта взрывчатка .Она взрывается «навстречу» летящему в танк снаряду,гася его контрвзрывом.
    Итак:
    Танк – Путин и весь ККС
    Динамическая защита – Околосинагога
    Кумулятивный снаряд – реакция массы на дискомфорт
    Контрвзрыв – зрелище ,спектакль Околосинагоги, нейтрализующий протест в каком-нибудь фонтане.

    Reply
  14. Капитан Очевидность

    Крепкие традиции производства симулякров существуют в политической жизни современной России. Они находят выражение в создании псевдо-политических партий и общественных движений, в выборах с заранее определённым результатом, в деятельности разных «гражданских форумов», «общественных палат», «народных фронтов», выступлениях властных лиц с популистскими починами, программами, проектами, обещаниями и т.п. Явное преобладание всевозможных пиар-проектов и технологий над реальными действиями и конкретными достижениями, перезагрузка идеологической пустоты при сохранении сырьевой экономики позволяют утверждать, что государство, общество, политическая жизнь России являются одним большим Симулякром.
    http://www.dovod.online/politicheskaya-zhizn-rossii-yavlyayutsya-o/

    Reply
  15. Капитан Очевидность

    Просто надо понимать, что современный идеал гражданина – это футбольный фанат. Он должен предсказуемо звереть от слов-маркеров (гомофобия, тирания, буржуй, антисемит, троцкизм, демократия), и этим его “вовлечение в политический процесс” тащемта ограничивается. Остальное решит правящая олигархия, а массы пусть митингуют за химеры типа “европейского выбора” или, напротив, “брекзита”, связанные с их повседневной жизнью чуть менее, чем никак.
    https://hroniki-paisano.livejournal.com/113530.html

    Reply
  16. sergeimorozov Post author

    Чтобы понять настоящий ужас постмодерна мы должны понять природу вещей (реальное само по себе), природу представлений о вещах (симуляции) и природу представлений представлений (симулякр).
    Жан Бодрийяр

    Reply
  17. Anonymous

    Постмодернизм создал новые инструменты для описания нашей реальности, в первую очередь это симулякры (Бодрийяр) или общество спектакля (Дебор), в которых описание отрывается от реальности, становясь полностью самостоятельным. Но мы-то реагируем на них как на подлинную реальность. Мы уже не различаем, реально ли все вокруг, так что можно наполнить целую газету сообщениями о событиях, которых на самом деле не было.
    По сути, так всегда поступает и пропаганда, создавая пантеон своих героев. Через десятилетия оказывается, что подвига на самом деле не было, но в момент войны остро нужны были и герои, и подвиги. И их приходилось создавать самой пропаганде. Сегодня оказалось, что списки реальных героев и негероев, которых сделали героями, одинаково велики.Постмодернизм породил как постправду, так и экономику и политику внимания, поскольку правд стало слишком много, это не подходит реальной экономике, поскольку она нуждается в настоящей покупке за реальные деньги. Борьба за внимание – это борьба за покупку товара или голосование за кандидата в президенты.
    http://geoclub.info/kakie-demony-priveli-chelovechestvo-k-postpravde-vizualizacii-i-glamuru/?fbclid=IwAR02HUBk8Bg23dn3eIreAEqBK5Pvap7Il1VV1Z6Q_eRpN3en4JsVAItKQio

    Reply
  18. Anonymous

    Бодрийяр не раз указывал на то, что отныне массы ищут зрелища, а не смысла. Они схлопываются в «молчаливое большинство», что означает «конец социального». Бодрийяр предполагает, что социальная теория теряет сам свой объект, поскольку значения, классы и различия взрываются в “черную дыру” недифференцированности. Фиксированные различия между социальными группировками и идеологиями схлопываются, отмирают, угасают, и конкретные личные социальные отношения отступают по мере того, как индивиды исчезают в мирах симуляции — медиа, компьютерах, самой виртуальной реальности.
    Современный мир – это мир непрерывного производства симулякров, вызванных к жизни переизбытком и инфляцией информации, лишённой смысла как такового; переизбытком, порождающим имплозию, словно старая звезда, исчерпавшая все запасы водорода. Продолжая череду афористичных констатаций смерти, Бодрийяр, вторя Ницше, утверждает, что мёртвым стал смысл как таковой (2015, 115-116), а Бог в свою очередь стал гиперреальным так, что никто уже не может наверняка сказать, а был ли он вообще, чтобы умирать (Бодрийяр, 2015, 207). В алеаторном (случайном) плюрализме смысл имплозирует в избыточность информации, политическое пространство становится торообразным так, что его можно описывать с помощью «политических координат» действительно лишь ради иронии. Сцена и событие имплозирует в случай, мертвой становится сама смерть.
    https://vk.com/@third_meaning-implosion-of-societal

    Reply
  19. Anonymous

    Сюрреализм был все еще солидарен с реализмом, критикуя его и порывая с ним, но и дублируя его в сфере воображаемого. Гиперреальность представляет собой гораздо более высокую стадию, поскольку в ней стирается уже и само противоречие реального и воображаемого. Нереальность здесь — уже не нереальность сновидения или фантазма, чего-то до- или сверхреального; это нереальность галлюцинаторного самоподобия реальности. Чтобы выйти из кризиса репрезентации, нужно замкнуть реальность в чистом самоповторении.
    Жан Бодрийяр
    https://vk.com/wall-41890700_7069

    Reply
  20. Anonymous

    Поддельные реальности будут создавать поддельных людей. Или же фальшивые люди будут создавать фальшивые реальности и затем продавать их другим людям, превращая их, в конечном счете, в подделки самих себя. Таким образом, мы заканчиваем тем, что поддельные люди изобретают поддельные реальности, а затем продают их другим поддельным людям
    Филипп Дик

    Reply
  21. sergeimorozov Post author

    Бодрийяр и его симулякр.
    Член тусовки французских (пост)структуралистов, визионер и просто хороший парень. Сегодня на операционном столе подвергнется препарированию Жан Бодрийяр, а именно его ключевое понятие — симулякр.
    Начать стоит с того, что Бодрийяра нельзя рассматривать в отрыве от его философской школы. Все его понятия и примеры относятся именно к языку и соотношению «слово-явление» и никак иначе. Ровно такая же ситуация с симулякрами. Собственно, в самом простом значении, симулякр — копия без оригинала. Поначалу это сложно понять, ведь невозможно скопировать что-то, не имея хотя бы образ оригинала. Более того, сам философ не дает конкретного определения в своих работах, а если бы и дал, то, как водится в континентальной философии, оно бы не работало в следующей же главе. Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, француз выделяет 4 стадии становления симулякра:
    https://vk.com/@ommems-bodriiyar

    Reply
  22. Anonymous

    Следующий шаг – разработка неравнодушных и рассерженных ботов, подобно торговым роботам, которые и будут митинговать вместо аватаров физических субъектов. Это технически несложная задача. Таким образом вся социальная деятельность превратится в многопользовательскую онлайнигру, в которой можно участвовать “непосредственно”, нажимая кнопки, а можно запустить своих ботов и просто наблюдать за развитием ситуации в “стране”. Варгеймингу хорошая идея для новой игры. Они еще деньги платить будут, прокачиваясь до уровня лидера.
    Использование визуализации позволит видеть, как виртуальные демонстранты громят ограждения и прорываются к правительственным зданиям, тесня виртуальных жандармов и поджигая виртуальные водомёты. Затем занимают места в парламенте и голосуют за правильные законы. Парламенты, ботов и законы можно будет дизайнить и кастомизировать многократно и многослойно, согласно предпочтениям пользователей.
    Пелевин в конце прошлого века разработал концепцию бобков и полубобков, электронных симуляций публичных политиков (взяв термин сами знаете у кого). Но превращение подданных в электронных бобков происходит даже быстрее, чем полная эмуляция “правителей”. Причем это аутоэмуляция*.
    Это музыка будет вечной, с определенного момента она уже не требует существования белковых прототипов бунтующих ботов. Кто будет наблюдать это шоу с ЭТОЙ стороны экрана через 30 лет? Возможно, что никто.
    Это даже уже не ирония, даже не прогноз, это почти констатация будущего. Одной из линий будущего.
    https://vk.com/wall-76705631_183859

    Reply
  23. Anonymous

    Косплей вместо моды? Не без этого. Идущие служить в Росгвардию или в ОМОН, прельщаются еще и нарядом: красивый, как у Штирлица.
    Те, кому больше нравится эстетика партизанской войны или первой мировой, переодеваются в наряды Гирькина-Стрелкова и идут на Донбасс.
    И стрекозы, и советские партизаны гирькины сражаются за Русский мир или за СССР. Иначе говоря, за виртуальные пространства.
    И тех, кто не видит эти пространства, они не считают людьми.
    Русский тупик, он такой. Галковский и здесь объясняет нам будущее:
    «Когда сейчас попадаешь на Игромир, то видно, что это огромный карнавал, ярмарка, игра, бизнес и образ жизни. И что в принципе он может существовать перманентно. Важно только, чтобы были разные кластеры и зоны тишины.Как отнеслись бы к центральным улицам современного Нью-Йорка, Лондона или Москвы люди из 30-40-х годов XX века? Очевидно, что они увидели бы „игромир“ — людей в разноцветных карнавальных тряпках, с тату и макияжем, катающихся на роликах и самокатах, а главное не очень понятно, чем занимающихся. Видимо, ничем».
    Единственные, кто чем-то занимается в этом мире, — как раз стрекозы.
    В стрекозьей тактике была своя стратегия: рассечь толпу личинок на мелкие группы и загнать эти мелкие группы в тупик. Чтобы выйти из тупика, нужно прорвать строй стрекоз. А это значит — «силой воспрепятствовать законному требованию правоохранительных органов». И получить дубиной даже не за массовые беспорядки, а за нарушение правил игры.Не все хотят играть в эту игру? Не все хотят испытывать настоящую боль, участвуя в чужой виртуальной игре? Архангельск и Красноярск, Москва и Шиес перемигиваются огнями, обоняют портянку, плывут в сообщающихся сосудах русского тупика Дмитрия Галковского.
    http://www.rfi.fr/ru/rossiya/20190811-russkii-tupik-ili-spor-pelevina-s-galkovskim

    Reply
  24. Anonymous

    В отсутствии воли к власти (достаточно ослабевшей) и воли к знанию (достаточно проблематичной) сегодня повсеместно остаётся лишь воля к спектаклю, а с ней упорное желание сохранения призраков и фикций (такова судьба религий, в которые уже никто не верит: они сохраняются в виде развоплощённых практик).
    Жан Бодрийяр
    https://vk.com/wall-176305786_4568

    Reply
  25. Anonymous

    Когда хороший симулякр становится реальностью

    Самое главное на сегодня – это не свержение Путина или ещё кого, не наказание пидарасов, не реформа армии или починка трубы, а просвещение.
    Нам надо остановить деградацию населения и срочно поднимать интеллект.
    Мы все ругаем телевизор, но не пытаемся создать ему альтернативы, хотя возможности пока ещё есть.
    Мы ругаемся на нынешних лидеров, но не ищем новых идей и людей.
    Мы ругаем власть, но не создали даже виртуального образца того, к чему стремимся.
    Почему наши люди, зачастую воры и жулики, переезжая в Германию и Австрию и покупая там дома на спизженное здесь, вдруг становятся немцами или австрийцами, причём законопослушными? Потому, что там больше здоровых клеток, чем гнили. И они – подавляют попытки заражения.
    Именно поэтому я настаиваю на единственном, реальном пути развития страны – модернизационные полигоны, модернизационные команды и параллельная, альтернативная, отчасти виртуальная страна с близким к идеалу законодательством и органами управления.
    Нам нужны острова свободы и порядка. И такие не сделать на месте того, что уже гниёт. Надо начинать строить с нуля.
    Предлагаю национальный проект всем свободным россиянам.
    Надо начинать строить свою страну. Новую свободную Россию. И начинать строить её надо с Тунгуски -столицы новой России. Выбираем место в Красноярском крае и строим город, пусть пока виртуальный, но реально действующий, полная эмуляция. От источников свободной и альтернативной энергии и налогов, до электронного парламента и органов управления.Построив в пустом поле или тайге современный кайфовый город, пусть виртуальный – мы отработаем идеи, привлечём интерес и создадим МЕЧТУ. А уже реализация её будет зависить от количества носителей этой мечты.
    Если бы в КС было сегодня не 50 000 избирателей, не даже 500 000, а хотя бы 5 000 000 – мы бы сегодня имели реальный, действующий параллельный парламент и крысы уже бежали бы с корабля… Но у нас нет мечты, нет утопий и нет целей к чему идти, а Зелёный Легион – как раз ратует за то, чтобы разработать такую мечту, подарить её всем нам и стремиться к ней.
    https://artemdragunov.livejournal.com/2038864.html

    Reply
  26. sergeimorozov Post author

    Люди настолько привыкли жить в условиях многолетнего кризиса и чрезвычайной ситуации, что, кажется, даже не осознают, что их жизнь свилась к чисто биологическому состоянию и утратила всякое социальное и политическое измерение и даже человеческое и эмоциональное. Общество, живущее в условиях многолетнего чрезвычайного положения, не может быть свободным обществом. И действительно, мы живем в обществе, которое принесло свободу в жертву так называемым «соображениям безопасности» и по этой самой причине обрекло себя на жизнь в состоянии многолетнего страха и неуверенности.
    Giorgio Agamben

    Reply
  27. Anonymous

    Внутри системы нет способа бросить вызов требованиям Уолл-стрит, индустрии ископаемого топлива или спекулянтов на войне. Как знал Аристотель, единственный оставшийся нам путь – это восстание
    Крис Хеджес

    Reply
  28. Anonymous

    В общем, Красный май – одно из самых главных событий в жизни Бодрийяра. Почти в каждой книге он возвращается к этой немного странной, но тем не менее революции. Анализирует ее и пытается найти новые способы борьбы с тем, что он называет системой. Новые, потому что прежние после Красного мая уже не работают. Один из важных постулатов Бодрийяра в том, что протесты и массовые возмущения лишь укрепляют систему, на разрушение которой они якобы направлены. А если вдруг оппозиция исчезнет, то власть будет вынуждена ее симулировать, галлюцинировать (что мы сейчас и наблюдаем).Единственно действенными он называет фатальные стратегии, которые заключаются не в борьбе с существующей системой, но в возведении всего в энную степень, выведении за свои собственные пределы, доведении до абсурда, экстаза, до полного или фатального («более финального, чем финальность») конца. Кстати, подобную стратегию Бодрийяр предлагает еще в «Обществе потребления» – единственное в чем он упрекает это общество, так это в том, что оно недостаточно потребляет для того, чтобы самоуничтожиться.«Эта революция не будет символической, ослепительной и субъектной, а будет неясной, темной и иронической. Она не будет диалектической, а будет фатальной». Так Бодрийяр говорил о постмодернистской революции и постмодернизм в течение пары лет представлялся ему как стратегия борьбы с системой. Но система взяла, и сама стала полностью постмодернистской. И лишь укрепилась за счет протеста. Именно в этом причина разрыва Бодрийяра с постмодернизмом – он стал бесполезным. Система переварила его и сделала своей частью. Конечно, Бодрийяр на этом не остановился и продолжал искать все новые способы борьбы. До тех пор, пока власть, субъектная власть, не начала исчезать, а ее место постепенно начала занимать иная власть – власть объекта.
    https://skurlatov.livejournal.com/6421460.html

    Reply
  29. sergeimorozov Post author

    Алексей Качалин о Жане Бодрийяре 1
    Начав публиковать переведённые отрывки из «Симулякров и симуляции» под никнеймом Exsistencia, к текущему моменту Алексей Качалов стал главным переводчиком Жана Бодрийяра на русский язык. Француз мог бы оказаться куда менее доступным для отечественного читателя мыслителем, если бы не энтузиазм Алексея, а поэтому Insolarance не мог не поговорить с ним.
    https://skurlatov.livejournal.com/6421024.html
    https://skurlatov.livejournal.com/6421460.html

    Reply
  30. Anonymous

    Здесь, видимо, стоит ввести элементарное теоретическое различие из лакановского психоанализа, сегодняшнее использование которого многим обязано Жижеку: различие между Реальным и реальностью. Как поясняет Аленка Зупанчич, психоаналитическое задание принципа реальности требует от нас подозрительности по отношению к любой реальности, которая выдает себя за нечто натуральное. «Принцип реальности, — пишет Зупанчич, —это не какой-то естественный порядок, связанный с тем, как существуют вещи… Принцип реальности сам идеологически опосредован. Можно даже утверждать, что он составляет высшую форму идеологию, идеологии, которая представляет себя в качестве эмпирического (или биологического, экономического…) факта, фактической необходимости (которую мы обычно воспринимаем как нечто неидеологическое). Именно в этом пункте мы должны быть наиболее бдительны и внимательны к работе идеологии».
    По Лакану, Реальное — это то, что должна вытеснять любая «реальность». В самом деле, реальность задает себя именно через подобное вытеснение. Реальное — это непредставимое X, травматическая пустота, на которую можно лишь украдкой бросить взгляд через разломы и рассогласования в поле видимой реальности. Поэтому стратегия, направленная против капиталистического реализма, могла бы обратиться к Реальному (или Реальным), находящимся под реальностью, предлагаемой нам капитализмом.
    https://vk.com/wall-41890700_6998

    Reply
  31. Anonymous

    Зримее всего виртуальность проявляется в том, что сегодня получило название «симулякр».Симулякр – это образ несуществующего в реальности, копия с отсутствующего оригинала. Иначе говоря – специально созданные воображаемые объекты.
    Симулякры появляются вместе со способностью человека мыслить – это идеалы, фантомы, иллюзии, идолы, химеры, выдумки. Важнейшими из симулякров во все времена являлись Красота, Секс, Власть, Успех. В разные времена создание симулякров имело разные цели.
    Первоначально симулякры создавались как преображенное отражение действительности – в виде знаков и символов, или как её искажение – в виде мифологических образов.
    Чаще всего, мифологические образы служили бесконечными пределами человеческих достоинств или уродств – не существует таких прекрасных женщин, как Афродита или таких ужасных, как Медуза Горгона; нет и не может быть такого сильного мужчины, как Геракл. Люди творили их, стремясь к истине, – для того, чтобы расставить все по своим местам, обозначить границы возможностей разума и плоти.
    Позже симулякры создавались как замещение полностью отсутствующего в реальности – в виде колдовских, магических, мистических сущностей. Темные силы, светлые силы, дьявол – непрописанные и оттого завораживающие.
    А позже, вместе с развитием технологий и рынка, симулякры стали появляться в виде не соответствующих действительности образов, созданных рекламой и удовлетворяющих нужды производства и торговли.
    Мифологические и мистические симулякры были «штучным товаром» и создавались гениями, поэтому они и живут тысячелетиями,
    Нынешние симулякры – это образы, которые делаются профессионалами и поставлены на поток. Это промышленные брэнды и марки, образы рекламы, продукты политтехнологий.
    И если раньше творение симулякров было связано со стремлением к истине, то сегодня они, чаще всего, творятся во имя лжи. На свете не бывает таких невероятно чистых кухонь, какие гарантирует мне Мистер Проппер, и мне лгут, сознательно, чтобы я пошла и купила это моющее средство, а не дешёвый кусок мыла.
    Особенностью нынешних симулякров является то, что в них используются гениальные «наработки» прошлого, но бесконечный предел заменяется конечным: Геракл – Шварценеггером, а Афродита – Монро. Нельзя стать Гераклом, а Шварценеггером можно попробовать. И для начала надо купить абонемент в спортзал.
    Навязать с помощью симулякра можно все, что угодно – навязывают и убеждения, ценности, моральные нормы. Это делается с помощью политических и идеологических симулякров – идолов вождей, политиков, государственных деятелей. Или несуществующих идеалов, свобод, прав.
    Определенный тип общественных отношений требует и соответствующих политических симулякров. И в трудные времена появляются образы Спасителя Отечества, Отца Народа, Незаменимого и Непогрещимого Политического Лидеоа; в периоды успехов – симулякры Мудрого и Доброго Правителя, Хозяина.
    Политические технологии в двадцатом веке последовательно создавали также симулякры Законопослушного Гражданина, радеющего исключительно о счастье государства, Образцового Рабочего, не помышляющего ни о чем, кроме ударного труда, Сверхчеловека, которому дозволено все, Замечательного Служащего, озабоченного только интересами корпорации, По-царски Живущего Обывателя.
    И фантом Врага, оправдывающий все политические крайности.
    С созданием довлеющих симулякров напрямую связаны тоталитарные режимы, которые без них просто не могли бы существовать.
    Удачно зарекомендовавший себя симулякр используется многократно, в результате мнимые качества политического лидера долгое время остаются прежними, а меняется лишь фамилия. Созданный всей советской пропагандой для Сталина образ Отца Народа позже удачно примерили на себя Мао и Кастро.
    В результате массового, высокотехнологичного творения симулякров возникает гиперреальность, назойливая и агрессивная. И это пространство лжи.
    Знать это необходимо.
    https://t.me/vera_afanasieva/1195

    Reply
  32. Anonymous

    «Матрица» создает образ монополистического всемогущества нынешнего порядка вещей, и тем самым способствует его распространению. По сути дела, распространение заложено в самое структуру фильма. Остается только повторить вслед за Мак-Люэном: носитель сообщения и есть само сообщение. Сообщение, заложенное в «Матрице», — это и есть само ее распространение, происходящее безостановочно и неконтролируемо.
    Н.О.: Довольно забавно, что отныне все самые популярные американские медийные продукты, от «Матрицы» до последнего альбома Мадонны, открыто эксплуатируют критику той самой системы, которая способствует их широчайшему распространению…
    Жан Бодрияр: Это-то и внушает серьезные опасения. В системе запрограммировано ее собственное — мнимое — отрицание, подобно тому в промышленных товарах запрограммирован их быстрый износ. Между прочим, это самый надежный способ уничтожить какую бы то ни было альтернативу.
    Существующий мир лишается внеположенной точки, с какой можно было бы посмотреть на него, лишается антагониста; он полностью завораживает и поглощает всех и вся. Меж тем не следует забывать, что чем ближе система к совершенству, тем ближе она к тотальному крушению. Такова своего рода объективная ирония, которая, можно сказать, правит миром и не дает ему окостенеть. Разумеется, события 11 сентября были одним из проявлений этого закона. Терроризм — это, в сущности, не альтернатива, это всего лишь метафора самоубийственного обращения западной мощи против самой себя. Я уже давно твердил об этом, но никто меня не слушал. Однако из этого не следует, что мы обязаны смотреть на вещи нигилистически или пессимистически.
    vk com/wall-60426665_48738

    Reply
  33. Anonymous

    В основном Бодрийяр говорит о том, как человек современный существует в той действительности, которую к тому времени уже привычно стало называть обществом потребления, культуриндустрией. Но в отличие, например, от Хоркхаймера и Адорно, которые ограничиваются описательной констатацией того, что называется культуриндустрией – что происходит, когда индустрия вовлекает в себя все формы человеческой деятельности, – Бодрийяр идет дальше, задается вопросом о внутренней структуре этого, объяснении механики культуриндустрии. Нужно понять, как рождается, эволюционирует и функционирует симулякр. Бодрийяр никогда не строил систем – был свободно пишущим публицистом. Возможно, был прав. Потому что то, чем он занимался, не было созданием сетки понятий, которую можно было бы наложить на действительность, чтобы подогнать действительность под те или иные графы. Он прекрасно понимал, что действительность постоянно ускользает. Тем более, если она достигла степени предельной «симулякризации» – предельной иллюзорности в силу внутренне присущих человеческой природе свойств. Не нужно искать у Бодрийяра системных представлений того, как в разные эпохи функционировали разные виды симулякров. Нет четкой соотнесенности с эпохами. В поле его деятельности все пространство и время европейской цивилизации. Бодрийяр говорит для того, чтобы показать человеку, как тот не видит того, что видит.
    monocler ru/bodrijyar/

    Reply
  34. sergeimorozov Post author

    Миф «о никогда не существовавшем Наполеоне» – не продукт тифозного сознания доктора Турбина. Он берет начало в двух небольших книжках, изданных еще при жизни упомянутого императора: работе французского физика и библиотекаря Жана-Батиста Переса “Почему Наполеона никогда не существовало”, напечатанной в Ажере в 1817 г. – естественно анонимно, ибо автору были дороги рассудок и жизнь; и брошюре архиепископа дублинского Ричарда Уотли “Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта”, вышедшей совершенно открыто в Лондоне в 1819 г. (Заметим от себя, проклят город Дублин и кафедры тамошние прокляты – стоит священнику занять там место, как он начинает писать какую-то неуподобную фантастику крайне сомнительного политического содержания, хоть декана Свифта взять.) ( Свернуть )
    Оба автора, не сговариваясь, утверждали, что никакого императора Наполеона нет, не было и не может быть, а беспардонное явление, неизбывно данное всем в ощущениях — просто всеобщее помрачение, основанное на солярном мифе. И впрямь: Наполеон – Аполлон, его мать Летиция – Латона, три сестры – три грации, братья – времена года, 12 активных маршалов – 12 месяцев, а причина гибели – зима.
    Эти построения Переса и Уотли настолько поразили читательское воображение, что сохранились в культуре как пример выдающегося исторического розыгрыша. При этом за последнее столетие из истории появления розыгрыша выпало одно – ключевое — звено. Причина. Перес и Уотли не случайно дружно выбрали объектом мифотворчества именно императора французов, а инструментом – солярный миф.
    Обе книги были частью тогдашней научной полемики, бронебойным ответом на монументальную работу Шарля Дюпюи “Происхождение всех культов или всеобщая религия”.

    Reply
  35. Anonymous

    Насколько я пока могу понять, миф об СССР будет очередным вариантом мифа о стране Кокань: счастливое место сытых, богатых, свободных людей, где все были равны и занимались интересными делами. Или у него могут быть и иные функции?
    Одно забывается, другое неверно понимается, третье раздувается – и вот он, замечательный миф о невозможной стране, который будет жить долгие века.
    И что это говорит о современности – если в самом деле СССР представляется страной обетованной, раем?
    Не страной обетованной и раем, а наоборот – утраченным Золотым Веком, Валинором и Эдемом, из которого изгнаны за грехи. Не конечная точка, а начальная, по которой будет вечная грусть и сожаление о невозможности вернуться.
    Миф о СССР всё-таки это не вполне миф о сытых, богатых, свободных, равных..
    Это наносное, вторичное. СССР, это миф о мечтателях и героях в первую очередь. О богоборцах, воинах, бросивших вызов всему миру, ради справедливости. Не миф о рае, но миф о строителях рая. О шагнувших в небо и сбитых на взлете. Это миф об осмысленности жизни, о железобетонной уверенности в завтрашнем дне. О великой дерзости, и обещании возрождения. Это миф о Че Геваре и Прометее,
    мифов как минимум несколько и какой из них победит (в каком регионе мира) еще большой вопрос.
    В какой-нибудь Латинской Америке или странах третьего мира СССР — это альтернатива и ассцоиируется с тем же Че Геварой и Троцким, но никак не с Брежневым.
    Для пресветлоликих эльфов — это страшный Мордор и страна ГУЛАГ,
    для необразованных орков — страна Кокань.
    Уверен, что есть еще варианты. Какой из них победит (или их причудливая смесь)?
    Раем может представляться только что-то безусловно ценное, чего сейчас нет. А в СССР было.
    Кмк, главный признак рая — отсутствие страха.
    Именно это и привлекает в образе СССР молодёжь.
    Мифом стало не то, каким СССР был на самом деле, а то, о чем он мечтал.
    Гостья из будущего же не сегодня снята и песня не сегодня написана — этот миф был уже давно.
    Он собственно существует с самого начала существования СССР.
    Миф о государстве-ордене, которое как целое, все дружно взявшись за руки идёт по пути, строя счастье для всего человечества.
    Светская мистика, образ дающий смысл жизни, причем потенциально — всем и каждому, каждому дураку и пьянице, а не только гениям, вдохновляющий на подвиги. А сегодня что для завтра сделал я?
    Советское мессианство против нынешнего отсутствия внятной перспективы и цели — это-то да, безусловно.
    Но тогда, особенно ближе к концу, мифу слишком мешала реальность: на миф смотрели не как на миф, а как на пропаганду, оправдывающую существующий строй, как на очевидную глупость, ибо очевидно. что что-то не получилось и т.п. Сейчас же это миф в чистом виде.
    marss2 livejournal com/5098616.html

    Reply

Leave a comment