О смысле структур

О смысле структур,
или зачем ходить строем в одинаковой форме в брюках со стрелками

В основу этого материала положена одна идея из Нобелевской речи Лоренца: «Червяк может изгибаться как угодно, но в отличие от человека не может стоять».
Это моя попытка развить идею, и через это объяснить некоторые не совсем очевидные базовые понятия.

Лоренц:
Неотъемлемым элементом поддержки и сохранения структур является плата в виде «отвердевания», другими словами, так или иначе жертвуется какая-то часть свободы. Наш скелет представляет собой именно пример такого «отвердевания». Червяк может изгибаться как угодно, в том время как люди могут изгибать конечности только там, где предусмотрены соответствующие соединения. Но человек может стоять прямо, а червяк – нет.

Если в процессе чтения покажется не понятно, о чем и зачем это вообще написано, рекомендуется прочитать последнюю главу «Использование известных аналогичных функций для поиска физиологических механизмов» отсюда
http://ms1970.livejournal.com/95552.html

Системы

Существуют элементы реальности. Существуют взаимодействия этих элементов. Система есть рассматриваемая кем-то целостность суммы элементов и их взаимодействий.

Первоэлементы выделяются из среды или из хаоса достаточно произвольно, под решение задачи, и далее под поиск смысла.

Например, расчет нагрузок взаимодействующих балок человек рассчитывает путем выделения первоэлементов-балок; инженерная программа расчета может брать за первоэлементы минимальные участки этих балок.

Структурность – это свойство систем; структурность предполагает наличие в системе отдельных элементов, которые каким-либо образом упорядочены через взаимодействие. Упорядоченность системы есть её структурность.

Слово структура обладает двумя значениями – это структура системы и это система, имеющая структуру. Второе значение по сути аналог системы, и поэтому лишнее; трудно представить бесструктурную систему.
Структурность системы означает наличие подсистем, которые могут быть выделены.

Иерархия – это форма структурности, в которой выделены главные и дополнительные элементы. Иерархия не может быть не структурной.
Процесс усложнения предполагает иерархию в самом себе, где уровни иерархии менее сложное и более сложное.
Например, человек может жить без руки или ноги. Рука или нога не могут жить без человека. Иерархия имеет смысл только в пределах жизни как смысла. Если смысла жизни нет, то нет и иерархии.

Сложность есть свойство систем, имеющих смысл. Если система не имеет смысла, то ее сложность не имеет смысла тоже. Сложность всегда относительна. Она может быть относительна другой системы или этой же системы в ином времени. Бессмысленная сложность есть не сложность, а бессмысленность, поскольку сложность никуда не прилагается, тем самым умножаясь на ноль.

Становиться сложнее – это приобретать новые полезные качества, при сохранении смысла, не утрачивая полезных старых.
Сложные при прочих равных условиях побеждают простых. Для того, чтобы побеждать, и нужен рост сложности. Победа – это смысл, как и поддержание жизни.

Существуют упрощение и усложнение. Упрощение это деградация и дегенерация. Рассматривать нужно на достаточном периоде времени, чтобы понять полезную функцию, к которой они относятся.

Пример. Рекомбинационный механизм приобретений всегда требует определенную плату в виде некоторой деградации, поскольку новое делается из чего-то старого. Утрата предками человека хвоста является безусловной деградацией, но эта деградация не должна рассматриваться отдельно, поскольку общий результат – это появление человека, а не потеря хвоста. Человек без хвоста более сложен и структурирован, чем обезьяна с хвостом.

Новые функции требуют новых структур для реализации.

Сложность возрастает через структурированность и вызывает повышение структурированности.
Более сложное – это синоним более структурированного. Сложность в виде полезных качеств не может быть не упорядоченной, потому что если есть много полезных качеств, они образуют структуру этих качеств.

Структуры возникают и усложняются, вплоть до перехода количественных изменений в качественные.

Специализация и универсализация – это наборы структурных изменений, всегда рекомбинационных. Специализация без универсализации есть упрощение, или деградация и дегенерация. В условиях изменяющейся среды специализация дает только временный успех. Иногда на упрощение приходится идти сознательно, чтобы получить усложнение в других областях – это рекомбинация. Т.е. если приходится идти на специализацию, то только с рекомбинацией как второй целью, которая потом станет целью первой.

Потеря для эволюционирующей линии возможности дышать под водой – это деградация. Но под водой – одна среда; на суше есть множество сред, где возможно большее усложнение, чем в воде. Более того, в сумме млекопитающие все равно вернулись в водную среду, но уже на боле высоком уровне – и как морские животные, и как рыбаки, и как аквалангисты.
В сумме специализации и универсализации и создают процесс адаптации.

Сложность создает дополнительные адаптационные возможности своим наличием только тем, что допускает своё тактическое упрощение. Поэтому всегда желателен запас сложности.

Структуры и свободы

Человек имеет множество структур. Самая известная из них – скелет. Скелет дает множество преимуществ, в том числе возможность ходить, но скелет ограничивает некоторые возможности, например, сгибать конечности в любых направлениях.

Скелет перераспределяет возможности, т.е. дает определенные свободы и не допускает некоторые свободы.
Но главное – скелет делает человека человеком, скелет неотъемлемая подсистема человека. Скелет сложился в результате эволюции. Для большинства задач, в том числе задачи поддержания жизни, скелет нужен.

Свобода есть возможность выбора из множества вариантов, из их разнообразия. Для большей свободы требуется большее разнообразие. Для обеспечения разнообразия требуются средства, которые обычно есть структуры. Более разнообразный выбор предоставляется за счет отключения менее разнообразного выбора. Свободы часто исключают друг друга. Структуры обеспечивают высшие свободы, диалектически отвергая нижние.

К изначальной идее Лоренца добавляется слово «свободен», получается: червяк свободен изгибаться как угодно, но червяк не свободен стоять.
Структуры ограничивают свободы – это плата за собственно структуры. Скелет – сложная структура, а сложные структуры чаще ломаются; это тоже входит в плату.

Количество свободы в системе всегда теоретически ограничено. Нельзя выбрать все и сразу.
Для обеспечения свобод нужны структуры. Чтобы было много свобод, нужно много структур. Если есть много структур, для свобод не остается места.

Кроме скелета как структуры, человек имеет множество иных структур, множественность «скелетов», в том числе программы, которые являются в равной степени необходимыми для жизни структурами.

Смысл врожденных программ, как и смысл скелета – поддержание жизни. Вне поддержания жизни у программ смысла нет. Программы, как и скелет, ограничивают свободу. Программы, как и скелет, можно сломать.

Культура

Культура – это созданные структуры, как материального, так и не материального плана. В рамках этих структур поддерживаются свободы.

Правильная культура есть продолжение и развитие биологии. Если культура не продолжение биологии, она препятствие биологии. И, соответственно, препятствие жизни. Правильная и живая – только относительно жизни, т.е. это чей-то выбор.
Культура должна соответствовать человеческим параметрам, как одежда или скафандр, т.е. быть в основной части их продолжением.

Человек обычно не может понять, что программы отдают ему приказы. И потому люди рационализируют работу программ, т.е. пытаются как-то обосновать эти полученные от программ приказы какими-либо понятными им причинами.

Результаты рационализации несколько отличаются от того, что требуют программы. В результате в культурную составляющую закладываются ошибки. А поскольку культурная составляющая взаимозависима от внешних факторов и является инерционной саморазвивающейся системой, она склонна ошибки накапливать. Рано или поздно под грузом ошибок культура рушится, и если после этого еще остаются живые люди, то на смену ей создается культура другая.

Культура должна повторять сложность и структурирование биологической части – как продолжение. Социальные свободы должны соответствовать биологическим свободам, социальные структуры – биологическим структурам. Эти структуры и свободы всегда будут вступать в конфликт с изменяющимися условиями среды, в результате эти свободы и структуры нужно периодически восстанавливать.

Сначала люди создают структуры под себя. С тем, как люди теряют биологические качества, т.е. ухудшаются, структуры начинают создавать людей под себя. Сначала была создана система демократии. Теперь система демократии превратилась в набор религиозных догм в плохом смысле слова и требует от людей, чтобы они ей следовали. Здоровые группы периодически инспектируют свои структуры и ненужные сносят. Слабые группы не могут этого сделать и потому часто гибнут под обломками своих развалившихся структур.

Структуры замещаются структурами, свободы замещаются свободами.

Свободы имеют иерархию. Сама по себе борьба за свободу слова и собраний может привести к победе, но говорить может оказаться нечего, и собираться незачем. Требование достойных работы и жилья в процессе реализации автоматически приводит к получению других свобод, поскольку обеспечить достойные работу и жилье без свобод не получится.
Одна из самых популярных человеческих ошибок – неверное применение структур. Например, из набора поведений обычно нужно выбрать правильное, но выбирается не соответствующее или времени, или месту, или обстоятельствам. Как и все прочее, это критерий общей структурированности.

Род, племя, нация и консорция (неродственное объединение) – это культурные структуры людей для организации борьбы за ресурсы.
Эти структуры есть оружие групп. Безоружные группы так или иначе лишаются ресурсов и в той или иной мере уничтожаются.

Средой, с которой группа ведет ресурсную борьбу, являются другие группы. Поскольку среда все время меняется, структуры группы должны находиться в непрерывном процессе адаптации.

Ограниченность степеней свободы создает необходимость в структуре, перераспределяющей свободы.
Поскольку среда изменяется, невозможно создать структуры на все предусмотренные случаи жизни. Для обеспечения возможного структурирования неизвестного используются структуры-шаблоны типа справедливости и морали, которые относятся к культуре.

Структурирование и самоструктурирование

Многие живые существа могут демонстрировать структурированность. Некоторые виды, в том числе человек, могут демонстрировать повышенную структурированность, для которой нет иных предпосылок, кроме самой демонстрации. Например, запугивать без достаточных на то оснований.

Зачем ходить строем, в одинаковой форме, в брюках со стрелками? А чтобы показать структурированность. Так ходить сложно. И если люди могут ко всему прочему так ходить, это демонстрирует структурное превосходство. В некоторых странах традиционно воины не ходят, а бегают. Но даже бегают на парадах они строем.

Да, так можно обманывать. Но обман с завышением своей структурированности и сложности – вполне обычная тактика.
Демонстрация структурированности может применяться и безо всякого обмана. Например, демонстрация тысячи бомбардировщиков на параде.

Программы человека идентифицируют параметры других людей через структурированность.
Подобное тяготеет к подобному, и демонстрация структурирования является основным методом идентификации подобного и различного. Высокоструктурированным женщинам нравятся высокоструктурированные мужчины и наоборот. Потому что по абсолютному большинству параметров высокоструктурированные являются более здоровыми и обладают лучшими природными адаптивными качествами. Нездоровых структурированность пугает и отталкивает.

Чем больше свобод, тем больше можно позволить себе структур. А чем больше свобод и структур, тем выше адаптационные возможности.

К изначальной идее Лоренца добавляется слово «структурирован», получается: червяк структурирован изгибаться как угодно, но червяк не структурирован стоять.

Право на свободу завоевывают высоко- и сложно-структурированные. Внутренние программы человека это знают, и потому заставляют в силу своей выраженности поддерживать собственные внутренние структуры.

Элементы самоструктурирования – самоконтроль, самомораль, самокультура.

Самоконтроль – свойство человека, которое не только самоценно, но и показывает качество человека окружающим. Что дает человеку двойные эволюционные преимущества.
Самоконтроль сложен и требует правильного структурирования.

Избирательность у женщин – аналогичное свойство, прописанное в программах, в плане структурирования подобное самоконтролю. Избирательность подразумевает подавление сексуального желания, т.е. избирательность и сексуальное желание – противоположные программы. Оперирование противоположными программами в состоянии «на грани» требует наличия сложной системы управления.

Но тогда структурирование становится знаком и самоконтроля, и избирательности.
Сохранение своих структур не разрушенными создает чувство внутреннего порядка-структурирования. И более того, поскольку человек есть существо цельное, разрушение внутреннего структурирования отражается на внешнем структурировании.

Мораль можно нарушать, в отличие от закона, который как правило нарушать нельзя. Через нарушение мораль выступает индикатором морального состояния человека, а через возможность изменения мораль позволяет себя адаптировать к внешним условиям. В данном соотношении закон является структурой, а мораль задает уровень свободы.

Человек не крадет, даже когда никто не видит, и возвращает найденное. Мораль – это не только отношения между людьми, это еще и внутренняя структура человека. Человеку свойственно любить внутреннюю структуру как часть самого себя любимого.

И мужчины, и женщины имеют множество структурных «девственностей». Например, анальную и гомосексуальную; сюда же можно отнести первый акт воровства, убийства, предательства.

Не решаясь на что-то, человек может сказать: «Это меня разрушает». Т.е. это разрушает внутренние структуры человека. И иногда, глядя на человека, можно сказать, что это «разрушенный человек», или чаще «опустившийся человек». Т.е. потерявший свои внутренние структуры. А иногда независимо от Лоренца используется слово «червяк». Это значит – лишенный структур.

Людям свойственно переносить наблюдаемые нарушения структуры с одних признаков человека на другие. Нарушение человеком дресс-кода или культурного кода переносится окружающими на его внутреннюю моральную структуру, а с моральной структуры – на его непосредственные биологические параметры. Это ассоциирование также имеет под собой биологическое обоснование через целостность человека: если часть структур разрушена – значит разрушена собственно структура человека.

В результате различных нарушений при сохранении структурированности скелет может приобретать любые формы. В плане физиологии это могут быть различные искривления. В плане морали это может быть и «я сплю только с противоположным полом», это может быть «я сплю только со своим полом». Это может быть «я только активный» или «я только пассивный». Но со стороны здоровых людей это все равно смотрится как показатель деструктурированности.
Структуры человека, как и структуры нации, имеют свойство отмирать. Это происходит с связи с их дальнейшей ненужностью. Правильное по времени отношение к отмершим структурам также относится к общей структурированности нации и человека.

Эстетика как элемент культуры имеет ту же самую структурную природу. Что вызывает эстетическое чувство? Структурированность и сложность. Работы великих художников высоко структурированы и требовали для написания сложного знания.

Произведение искусства у кого-то радует внутреннюю сложность, а кого-то внутреннюю простоту. Протест против структурированности выражается в примитивных работах. Эстетическое чувство есть в равной степени производная структурированности и индикатор структурированности: по эстетике созданного человеком, а равно ценимого человеком можно судить о его структурированности.

Червяк свободен, но в сумме все его свободы сводятся к возможности медленно ползать. Человек сильно ограничен поддерживающими структурами, но число его свобод многократно превышает число свобод «свободного» червяка.

Возвращаясь к смыслам – повышение структурирования имеет биологический адаптационный смысл. Этот смысл распространяется и на отдельных людей, и на их группы, и на производные их активности, в том числе на культуру и ее производную – мораль. Процесс поддержания структур состоит в точном и быстром балансировании на грани свобод и поддерживающих ограничений для этих свобод.

Advertisements

21 thoughts on “О смысле структур

  1. Pingback: ЗИТ.КОМ и анунахи | zitcom

  2. Anonymous

    В.В. Розанов: «Свобода есть просто пустота, простор.

    – Двор пуст, въезжай кто угодно. Он не занят, свободен.

    – Эта квартира пустует, она свободна.

    – Эта женщина свободна. У нее нет мужа, и можешь ухаживать.

    – Этот человек свободен. Он без должности.

    Ряд отрицательных определений, и «свобода»их все объединяет.

    – Я свободен, не занят.

    От «свободы»все бегут: работник – к занятости, человек – к должности, женщина – к мужу. Всякий – к чему-нибудь. Всё лучше свободы, «кой-что» лучше свободы, хуже «свободы» вообще ничего нет, и она нужна хулигану, лоботрясу и сутенеру».

    Reply
  3. Anonymous

    Кирилл Еськов в своей книге «Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней» говорит о четко выделенных стадиях фазового перехода, предполагая единство законов, определяющих ход и течение кризиса социальных и экологических систем.
    С его точки зрения, фазовый кризис системы всегда носит внутренний характер. Внешний фактор может только ускорить его развитие.

    Первое проявление кризиса – суверенизация системы. Каждый из отдельных блоков системы ведет себя так, чтобы сократить собственные издержки, пренебрегая общими издержками системы. Каждая из подсистем оптимизирует себя, пренебрегая интересами целого. Суверенизация приводит к росту напряжения в системе и вымыванию из нее наиболее развитых и специализированных видов (в биогеоценозах) или социальных групп (в социосистемах). При этом общие издержки системы по веществу, энергии, информации растут, а ее устойчивость падает.
    Начало изменения системы сопровождается «всплытием реликтов». Возникают архаичные формы организации. Именно всплытие реликтов маркирует момент острого и необратимого кризиса системы.
    Далее вымывание видов (сообществ или деятельностей) ускоряется и происходит резкое упрощение системы с падением разнообразия.
    После этого система маргинализируется, ее управляющие ниши занимают недавние маргиналы, до этого находившиеся на периферийных позициях и в силу этого меньше были разрушены кризисом.
    После маргинализации начинается новый эволюционный рост, быстрое усложнение системы и переход ее на новый уровень развития.
    http://el-murid.livejournal.com/2470274.html

    Reply
  4. Anonymous

    Не только общество эпохи модерна, но и традиционное общество и даже религиозные цивилизации всегда основывались на противостоянии двух начал – иерархии и энтропии. Энтропия на языке физики означает переход вещества на более низкий уровень организации с выделением энергии, другими словами – это тлен, падение, инерция, сопротивление. Иерархии всегда пытались организовать мир, культурный космос людей, общество, придать жизни отдельного народа, большого государства или даже империи некую оформленную, разумную, рациональную форму с заданными целями. Эти иерархии в разное время были самыми различными – от иерархий священных, феодальных, рыцарских, жреческих добуржуазных в новое время.

    Иерархия, которая включает в себя ярких людей, пусть даже с самых низов, очень устойчива и перспективна, те же иерархии, которые представляют собой жесткие сословные структуры, довольно неустойчивы – они быстро вырождаются.

    На противоположном конце от иерархий всегда стояла энтропия, воплощенная в огромном количестве факторов, в том числе природных. Если средневековый князь начинал военный поход, а ветра в это время дули не в том направлении, дожди зарядили или нерадивые подданные отказывались уплатить дань, поход мог быть свернут. И это тоже форма энтропии. Любое общество до какого-то момента основывается на этом противостоянии – либо иерархия со своей логикой, со своими принципами, своими нормами, либо энтропия.
    http://izborskiy-club.livejournal.com/352450.html

    Reply
  5. Pingback: Моральный кодекс – 2 | zitcom

  6. Pingback: Искусственность и натуральность | zitcom

  7. Pingback: Моральный кодекс – 3 | zitcom

  8. Pingback: Моральный кодекс – 4 | zitcom

  9. rhizome

    Границы рождают мою самость. Если моя свобода не сталкивается ни с какими границами, я превращаюсь в ничто. Благодаря ограничениям, я вытаскиваю себя из забвения и привожу в существование.

    Карл Ясперс
    https://vk.com/wall-32178321_57354

    Reply
  10. rhizome

    После революции 1917 года А.А. Богданов писал А.В. Луначарскому: Партии «…пришлось организовать псевдо-социалистические солдатские массы (крестьянство, оторвавшееся от производства и живущее на содержании государства в казарменных коммунах). Почему именно ей? Кажется, просто потому, что она была партией мира, идеала солдатских масс в данное время. Партия стала рабоче-солдатской. Но что это значит? Существует такой тектологический закон: если система состоит из частей высшей и низшей организованности, то её отношение к среде определяется низшей организованностью. Например, прочность цепи определяется наиболее слабым звеном, скорость эскадры – наиболее тихоходным кораблём, и пр. Позиция партии, составленной из разнородных классовых отрядов, определяется её отсталым крылом.”

    Источник: http://vikent.ru/author/233/

    Reply
  11. sergeimorozov Post author

    Когда есть судьба, свобода невозможна, — говорит он, — и когда есть свобода, судьбы нет.
    Имре Кертез

    Reply
  12. sergeimorozov Post author

    С XVI века считалось, что развитие форм и содержания знания служит одной из основных гарантий освобождения человечества. Это один из великих постулатов нашей цивилизации, распространившейся по всему миру. Но уже Франкфуртская школа признавала, что следствием и функцией образования крупных систем знания является также порабощение и подчинение. Что и заставило полностью пересмотреть постулат, согласно которому развитие знания гарантирует освобождение.
    Фуко

    Reply
    1. Голос из пустоты

      Чуть более ста лет назад, на рубеже 19-20 веков произошёл целый всплеск гениев. Только в России того времени были композиторы Рахманинов, Мусоргский, Чайковский, Глинка, вся их “могучая кучка”, передвижники в живописи, социальные теоретики и прочая. Это явилось отражением острого мирового социального кризиса. Человека заставили думать головой. Держать в голове партитуру игры 72 инструментов на протяжении 20 минут симфонии – это не тривиальная задача. Не для “твитерного” мозга.А сколько сейчас у нас в мире великих композиторов присутствует лично? Ни одного. Не тянут. Лучшее, что они могут – это озвучить фильм по заранее выведенным лекалам РЕН-ТВ. Мне из современных симфонистов нравится только Андрей Петров. Но его уже 11 лет нет с нами. А кто ещё. Где плеяды новых гениальных симфонических произведений способных, если не затмить, то хотя бы бросить вызов старым?
      https://aftershock.news/?q=node/578178

      Reply
  13. rhizome

    Развитие человеческого общества периодически разрушает его цельность, вызывает кризисы, выходом из которых становится новая форма глубинной духовной жизни. Опираясь на эту заново обретенную глубину, люди создают новые святыни, новые этические нормы, и восстанавливается здание старых норм. Каждый крупный шаг в развитии общества, в дифференциации его структур вызывает изменение нравственных задач, и если эти задачи не выполняются, то системы, созданные чисто политическими, военными, административными средствами, оказываются неустойчивыми.
    Ни одно общество не может существовать без известного минимума солидарности между его членами, без известного чувства ответственности каждого за всех. Поэтому переход от рода к племени и от племени к народности и «вселенским» империям был трудным делом: каждый раз надо было создавать не только новые организационные рамки, но и новую систему высших образов, икон, связывающих людей общим культом, общими ценностями, общим нравственным идеалом. С другой стороны, системы символов, в которых «записан» был новый духовный уровень, не могли быть по-настоящему усвоены без известного общего повышения интеллектуального уровня (связанного с производством, с трудом, с общественным строем), а следовательно, без социально-политических сдвигов духовные сдвиги, достигнутые одиночками, оставались делом одиночек, не превращались в действенный фактор исторического процесса.
    Каждая эпоха, каждая культура преувеличенно акцентирует одну какую-то сторону, каждая эпоха отличается известным креном, перегибом, который в следующую эпоху сменяется креном в противоположную сторону. Или, если крен никак не выправляется, дело может дойти до полной утраты равновесия и до гибели, распада исторического коллектива.
    http://www.igrunov.ru/cat/vchk-cat-names/pomerants/publ/vchk-cat-names-pomer-publ-buddizm.html

    Reply
  14. Anonymous

    Д. И. Менделеев: «Людскому уму мало одних частностей: необходимы сперва систематические обобщения, т. е. классификация, разделение общего; потом нужны законы, т. е. формулированные соотношения различных изучаемых предметов и явлений; наконец, необходимы гипотезы и теории или тот класс соображений, при помощи которых из одного или немногих допущений выясняется вся картина частностей, во всем их разнообразии. Если еще нет развития всех или хоть большей части этих обобщений — знание еще не наука, не сила, а рабство перед изучаемым. А потому не бойтесь обобщений»

    Reply
  15. Связист

    Ницше понимал, пережив это сам, в чём тайна жизни философа. Философ овладевает аскетическими добродетелями — смирением, нищетой, целомудрием, — чтобы заставить их служить лишь своим собственным специфическим целям, небывалым целям и, по правде говоря, не столь уж аскетическим. Он заставляет их выражать его собственную выделенность (единичность). Для философа речь идет не о моральных целях или о религиозных средствах достижения иной жизни, а скорее о «следствиях-эффектах» самой философии. Ибо для него вовсе не существует иной жизни.
    https://vk.com/wall-33597996_22027

    Reply
  16. Белая Ворона

    Хотя в психоанализе индивида Фрейд рассматривал личные факторы подавления, будет ошибкой полагать, что его концепцию подавления можно понять только в личностных пределах. Напротив, теория подавления Фрейда имеет также и социальное значение. Чем большего развития достигают высшие формы цивилизации общества, тем больше инстинктивных желаний становится несовместимым с существующими социальными нормами и, следовательно, усиливается подавление. По Фрейду, развитие цивилизации означает увеличение подавления. Но Фрейд никогда не выходил за пределы этой количественной и механистической концепции общества и не исследовал специфику структуры общества и ее влияние на подавление.
    http://www.psychol-ok.ru/lib/fromm/ioi/ioi_09.html

    Reply
  17. Нигилист

    Мы не субстанция, которая просто существует. Мы – структуры, которые увековечивают себя.
    Норберт Винер.

    Reply
  18. Нигилист

    Понятие гетерархии комплементарно к понятию иерархия. Если иерархичность системы отражается в связях управления (суперординации, господства) и подчинения (субординации), то гетерархичность — в связи координации. Существующие в гетерархичном состоянии элементы находятся в разнообразных, но равноценных связях. Иерархическая система имеет однонаправленную прогрессию, управляющих элементов по мере движения вверх по лестнице управления становится меньше. Гетерархия структурирует систему по самым разнообразным связям в зависимости от позиции и установки наблюдателя, выделить определенную прогрессию невозможно. Ни один способ структурирования в гетерархии не является превалирующим. Любая структура гетерархии воспринимается наблюдателем как неполное, сопровождается ощущением противоречивости, что подталкивает его к новому структурированию.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F

    Reply

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s